Регги и орехи
Автор: Пётр Згонников |
Добавлено: 12.02.2022 |
|
Пётр Згонников
Рэгги и орехи
2022
|
Ямайка. Исполнитель рэгги и продавец кокосовых орехов. Фото автора |
Если год не курить и не пить, то соберётся сумма, чтобы купить билет на океанский лайнер и поехать в круиз по Карибам, на Ямайку. Покрытая густым тропическим лесом гора посреди океана, на склонах которой белоснежными гнёздами устроились богатые виллы. Возьмите с собой спутницу. За год внеурочной работы, вы соберёте сумму, чтобы сделать своей женщине такой подарок. Она ему очень обрадуется, а у вас гарантия, что смуглые, черноволосые и изящные, как стебли сахарного тростника, островитянки не затянут вас в свои сладкие и хмельные, как ямайский ром, сети.
Лайнер пришвартовался недалеко от берега, нас пересадили на катера и доставили к пристани. Народ разбежался кто куда, а я замер, не в силах сдвинуться с места. Музыка, рэгги. И голос, негромкий, мягкий, печальный, будто старый знакомый, случайно встреченный, такой блестящий вчера, рассказывает тебе историю своих невзгод и разочарований. Мелодия манила, притягивала к себе, вливалась в душу, заслоняла собою весь мир. Ничего не было, кроме музыки и музыканта. Она растворялась во влажном воздухе, и подхваченная лёгким бризом, неслась над островом.
Музыкант сидел на переносном кресле на небольшом помосте в углу пристани, немолодой чернокожий человек с инструментом, похожим на самодельную гитару. Он пел о чём-то бесконечно грустном и вечном, чему нет названия, и смотрел отрешённо вдаль, сквозь снующих вокруг туристов и зазывал. Перед ним стоял старомодный микрофон, рядом громоздился музыкальный ящик с пучком спутанных проводов, и сиротливилась в ногах пластиковая бутыль из-под воды с обрезанным верхом, на дне которой лежало с десяток зелёных купюр.
По соседству с музыкантом примостился юноша. Продавал кокосовые орехи, время от времени, споря с музыкой, покрикивал: «Коконатс, ван доллар, ван доллар…». Подходили покупатели. Указывали пальцем на понравившийся орех. Парень брал его, одним взмахом короткого мачете отсекал верхушку, вставлял трубочку для сока и протягивал клиенту. Стоявшая рядом пластиковая «касса», такая же, как у музыканта, пополнялась деньгами.
Полчаса просидел я, слушая музыку. Музыкант пел и играл, и почти никто к нему не подходил. Один, потом барышня в шортах, одинокая белая девушка в тёмных очка=...
А к продавцу орехов шли и шли. На десятом-двенадцатом покупателе я сбился со счёта – люди явно предпочтитали тратить деньги на еду, делая вид, что не замечают музыканта. В этом открытии нет ничего нового, кроме того, что в тот раз, на пристани в Ямайке, я подумал что приоритетность человеческих потребностей может быть выражена простой арифметикой.
Прошло более 10 лет, а я не могу забыть ту музыку, те струны и лицо того музыканта.
Как ни бренна земля, как ни трудна жизнь, как ни мизерна оплата, грустный музыкант, играя свой рэгги, превращался в моих глазах в счастливого музыканта, взрывающего своими аккордами Вселенную и мчащегося по небу с бриллиантами в руках.
Желудок побеждает искусство?
Кто сказал? К чёрту математику, Маслоу и всяческих умников!
Будь так, тогда не было бы и искусства. Просмотров: 933
|