Куколки и бабочки Насти Родионовой. Критические заметки
Автор: Лачин, писатель |
Добавлено: 16.09.2018 |
|
Предисловие
|
Лачин, автор статьи |
В рассказе "Куколка" Насти Родионовой всё просто и всё сложно. Любовь, страдание и смерть - у него. Любовь, отчаяние и вызов - у неё. Летят на могилу чёрные символы оборвавшейся любви и усмехаются черноволосые мальчики.
Что в "Куколке" на поверхности, слепящими фарами, а что в глубине, за занавесом из слов и образов, попытался разобраться Лачин, искусствовед по образованию, писатель по призванию, литературный критик по настроению.
Один из самых популярных авторов журнала «Новая литература». Пишет рассказы, повести, публицистические и литературно-критические статьи.
Философское антиисламское эссе «Тварь» привело Лачина к острой конфронтации со сторонниками ислама.
Мнение Лачина о «Куколке» Насти Родионовой интересно попыткой увидеть за «дамской внешностью» рассказа его глубинное содержание.
Пётр Згонников, ведущий сайта
*************************************************
Лачин
Бабочки и куколки Насти Родионовой
Всё просто, но и символично – пришёл некий человек. На похороны. Возможно, литературы старого образца, пуританской. И бросил в могилу нечто непотребное. Публика возмутилась.
Так и прозвучал рассказ, о коем пойдёт речь. Неслучайно называется он «Куколка», ибо его внешняя форма – лишь куколка, а что из куколки вылетит, то зависит от читателя.
О рассказе уже немало сказано в его обсуждении на сайте. Повторять сказанное не будем. Рассмотрим некоторые (не все) вопросы ведущего сайта Петра Згонникова.
Ограничивается ли рассказ очевидным: интрижкой и эпатажным поступком героини? Или это фасад, за которым скрываются другие слои (слой?), раскрывающие художественную задачу автора? Если фасад, то какое содержание за ним?
Безусловно, нет. Не ограничивается. Это русская литература. Не помню автора вступительной статьи к двухтомнику Набокова, вышедшего в конце Союза, но верно подметил он там: западная литература чаще сосредотачивается на частных проблемах, русская – на общественных, «соборных». «Интрижка» и «эпатажный поступок» – лишь фасад, не более, за коим скрываются проблемы общественные. «Куколка» написана вроде как «по-западному». Раньше по-русски так не писали. Не публиковали, во всяком случае. Мол, не по-нашенски как-то... Но это только поверхностный слой рассказа, из-под которого прорывается общественное. Никто в обсуждении не рассмотрел «военную линию» в рассказе. Тему нацменшинств в РФ. Тему буржуазных СМИ, работая в которых, человек принуждён становиться проституткой, да и просто дерьмом. Потому как работа такая. Он плачет, рассказывая об этом любимой женщине, но всё равно иначе не может. Никуда он не денется. Капитализм.
Интрижка и эпатажный поступок» – куколка, из которой может вылететь содержание рассказа, если только читатель окажется на это способен.
Почему герой просит бросить в могилу трусики? Именно чёрные, кружевные?
Без этого рассказ чуть ли не пропадёт. Весь рассказ и есть трусы, брошенные в лицо обывателю. Чёрные – потому как он довольно мрачноват. Кружевные – потому что довольно изящно написан.
«Куколка» – коммерция или литература?
Синтез того и другого. Чёткой границы ведь нет. Арии Верди и Россини когда-то распевались на улицах. Это была попса. Заодно и классика. «Дон Кихот» был написан как попса, дабы зашибить деньгу, в коей нуждался написавший его уголовник.
«Куколка» – на пограничной зоне. Шаг влево – дамская литература, шаг вправо – высоколобая словесность, малопонятная большинству. Автор прошла по грани.
Талантлива ли автор?
Безусловно. Иначе съехала бы в сторону от вышеназванной пограничной зоны. В дамскую сторону.
Шаг вправо, шаг влево – расстрел. Или тебя «расстреляет» буржуазная публика, или интеллигенция. Долго ли Родионова будет удерживаться в пограничье, и куда именно шагнёт – покажет время. (А может, так и будет балансировать на грани, избегая расстрела... И такое бывает).
В. В. Вересаев в своих записках о литературе как-то заметил: упоминая новую публикацию Бунина, критик восклицает: шедевр, бесподобно! И всё. Потом переходит к новому рассказу Леонида Андреева. И будто оживает: начинает спорить, ругаться, критикует автора, возмущается... Бунин – как икона. Приложился, перекрестился, да и пошёл дальше. А Андрееев нам интересен, и разгораются споры, драчки...
Так вышло и с «Куколкой». Вылетели из куколки споры, чуть ли не ссоры... Жизнь кипит. Небось не икона...
Выше мы уже говорили, что автор бросила в могилу непотребную вещь. Фактически она (вещь, точнее трусы) брошена в лицо обывателю. Уточним кое-что.
В частности, брошены в лицо обывателю русско-исламскому. Ибо русско-православный обыватель – прежде всего мусульманин. Излюбленный его аргумент: «А в исламском мире ты бы смог такое сделать?! Нет? А чего тогда разошёлся?!"
Во-вторых, сия деталь нижнего белья брошена в лицо обывателю пуританскому. Такова психология пуританина – скажем, напишете вы тыщу страниц с рассуждениями заумными, и только в одном из эпизодов дадите откровенную сцену. Пуританин запомнит только её, и при разговоре о вас всегда будет упоминать именно эту страницу. (Та же ситуация в кинематографе).
Думая обо всём этом, понимаешь, насколько символична последняя сцена в рассказе. Ибо настоящий писатель во многом тем и занят, что, подойдя к толпе обывателей, бросает в могилы (или ещё в какое-то «важное» место) нечто непотребное – непотребное с точки зрения этой самой толпы. Желательно бросить нечто чёрное, мрачное – ибо пошлые юморины толпа и без того любит. И желательно кружевное. То бишь изящно выписанное.
Так что же вылетает из куколки Родионовой? Вылетает два в одном. Для одних – бабочка-тема рассуждений-размышлений о межнациональных конфликтах, СМИ, а через это начинается тема всей постсоветской нашей жизни. Для других – бесстыдство, вызов. Пощёчина общественному вкусу. Трусы. Пусть даже кружевные. Чёрт с ними. Пусть понимают по-своему.
Побольше куколок, Настя. Кому надо, тот узрит бабочек. Если кто узрит трусы – не беда. Побольше бы их накидать во все могилы обывательского сознания... Хоть с кружевами, хоть без.
***********************************************
Фото: Елена Згонникова Просмотров: 1775
|