История одной трагедии.О геноциде армян
Автор: Владимир Цхведиани |
Добавлено: 30.08.2012 |
|
Симфония Алазанской долины
Городок Лагодехи, что находится на крайнем Востоке Грузии, является географическим «сердцем» благословенного края – Алазанской долины, разделенной между Грузией (Кахетия) и Азербайджаном (Шеки-Закатальская зона).
Алазанская долина, заслоняемая от холодных северных ветров стеной Большого Кавказского хребта, протянулась от окрестностей
|
Алазанская долина. Вид с перевала возле села Нинигори Лагодехского района |
грузинского города Ахмета на Западе до азербайджанских городов Огуз (бывший Варташен) и Габала на Востоке.
На этом сравнительно небольшом клочке земли проживают грузины, азербайджанцы, русские, армяне, аварцы, цахуры, рутульцы, дидойцы, удины, осетины, кистины, ингилойцы – то есть целый «калейдоскоп» племен и народов. В истории этих народов было разное, взаимоотношения в различные эпохи тоже были непростыми, но факт остается фактом – после окончания Кавказской войны и до начала печально известной «перестройки» все эти народы жили между собой мирно.
Люди разных национальностей часто роднились меду собой, что не мешало каждому народу сохранять свой язык, культуру, традиции. Наоборот, стремились перенять у соседей лучшее, никаких конфликтов на национальной почве тогда не было, и даже мысль о возможности такового представлялась дикой.
Сам Лагодехи представлял собой в этом плане тоже удивительное зрелище. В самом поселении в начале 20 века большинство населения составляли русские и армяне; вокруг же посёлка разлеглись азербайджанские, осетинские, аварские и грузинские села, причем в последних жили как «коренные» кахетинцы, так и выходцы из других частей Грузии: Имеретии, Месхетии, Рачи, Хевсуретии, Пшавии и Тушетии. По ту сторону грузино-азербайджанской границы проживали ингилойцы, мусульманский по вере, но грузинский по языку и самосознанию этнос.
Русские в Лагодехском районе тоже были разными. В самом Лагодехи и в соседней Михайловке (Буденовке, сейчас - Нинигори) жили потомки русских солдат, офицеров и казаков, поселившиеся здесь еще во время Кавказкой войны, а в селах Графовка (Свободное) и Ульяновка – переселившиеся и сосланные сюда из разных губерний России сектанты-молокане.
Среди этого множества разных племен и народов особое место и в Лагодехи, и в Алазанской долине вообще занимали армяне.
Дело в том, что изначально в Грузии армяне были преимущественно городскими жителями: в том же Тбилиси их до Великой Отечественной войны проживало больше, чем грузин.
Армяне также составляли большинство в уездных центрах Кахетии – Телави и Сигнахи и в «окружном» центре – Закаталах.
О судьбах этого народа постараемся сказать поподробнее.
Зигзаги истории
Городская жизнь, как известно, требует иных навыков, чем сельская, – поэтому армяне до революции активно занимались торговлей, посредничеством, ремеслом, причем не только в городах Российской Империи, но и в городах соседних Турции и Ирана.
|
На Кавказе и в Турции было немало состоятельных и хорошо образованных армянских семей |
В этих сферах благодаря своим деловым качествам армяне часто были «вне конкуренции» – своей буржуазии у грузин не было вообще, а у азербайджанцев она пребывала в то время «в зародыше». У некоторых армян бизнес шел удачно, они богатели, что воспринималось неуклонно беднеющим и разоряющимся грузинским дворянством и татарскими (азербайджанскими) агаларами (высшее мусульманское сословие ) как вызов. Поэтому нелюбовь к богатым армянам они часто переносили на весь армянский народ.
Тем не менее, хотя до революции экономическое преобладание армянского капитала на Кавказе было бесспорным, большинство армян жили бедно, в особенности крестьянство в самой Армении и многочисленная городская беднота, среди которой было много выходцев из Турции, где набирали рост антиармянские настроения.
Последующие революционные события, полоса войн и общей «неразберихи» на Кавказе, а затем установление советской власти, в корне поменяли ситуацию.
Как известно, коммунисты буржуазию не любили, невзирая на национальности, и богатые армянские предприниматели в итоге в один миг лишились своей собственности. Из реквизированной собственности армянский «пролетариат» почти ничего не получил, А так как все армяне стали одинаково бедными и уже ничем не отличались от других кавказских народностей, «классовые» причины нелюбви к армянам рассосались сами собой.
Вот красноречивый эпизод той истории: в центре Тбилиси, на проспекте Руставели есть очень красивый дом – им до революции владел один из богатых тифлисских «бизнесменов» (как бы сказали сегодня) и домовладельцев – Казарян. Пришла советская власть, всю собственность Казаряна сделали «общенародной», а ему самому выделили маленькую комнатушку в подвале дома напротив. И затем, спустя многие годы после революции, можно было видеть, как старик Казарян выходил из своей каморки, садился на лавочку и подолгу с грустью смотрел на свой бывший дом.
Так или иначе, но революционные события уравняли в имущественном положении богатых армян, бедных армян и вообще не армян, однако сложившиеся веками черты характера и таланты, присущие армянскому народу, такие как предприимчивость, трудолюбие, тяга к образованию, умения приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, любовь к своей истории, никуда не делись.
Разный интерес истории
Армяне часто лучше знают свою древнюю историю, чем их соседи, и это не случайно.
Тем же азербайджанцам, русским и грузинам особо незачем акцентировать внимание на «глубину веков», и даже не потому, что письменных
|
Анамур - одна из крепостей Киликийской Армении |
памятников ранней истории у них действительно поменьше, чем у армян.
Дело в том, что своя государственность у русских, грузин и азербайджанцев в том или ином виде существовала до 19 века. К примеру, династия Сефевидов, правившая в Иране в 16-18 веках, была азербайджанского происхождения, опору этой династии также составляли тюркские шиитские (азербайджанские) племена. Так что всю историю Ирана последних веков, после того как там, благодаря Сефевидам, утвердился ислам шиитского толка в качестве государственной религии, можно автоматически считать и историей Азербайджана. Многие грузины ту же Российскую империю воспринимали как «свое» государство – православные русские императоры даже формально стали именоваться царями грузинскими.
Однако у армян последнее «своё» государство - Киликийская Армения – прекратило свое существование в 1375 году. Конечно же, раньше «идентичность» человека определялась не столько его языком, сколько религиозной принадлежностью, и многие народы, не имеющие своей государственности, «своим» считали государство ближайшего единоверного народа – но здесь у армян были трудности.
Ближайшим государством, которое дожило до 20-го века и имело главной религией христианство монофизитского толка, была далёкая
|
Умирающие от голода армянская женщина и её сын в пустыне Сирии, 1916 год |
африканская Эфиопия, с армянским народом почти не связанная. Да, многие византийские императоры были армянского происхождения, но, во-первых, этой империи также давно нет, а, во-вторых, сам факт того, что они были православными, исключал их из армянской (монофизитской по вероисповеданию) общности, которая веками строилась по религиозному принципу.
За отсутствием армянской государственности на протяжении более 500 лет, с 14-го по 20 век, исследовательский интерес армянского народа был направлен на пристальное изучение истории древней Армении. А она по своей территории была намного больше Армении современной, и, без особого преувеличения, могла бы называться Великой.
В итоге армяне пристально изучали историю древней Армении, и в головах «кабинетных теоретиков» часто возникала мысль воссоздания этого государства.
Непосвященному человеку может показаться, что это просто: «очертил» границы, где жили или живут этнические армяне, провел референдум – и вот она, новорожденная «держава». Однако реально все гораздо сложней. Как, к примеру, быть с людьми других национальностей, которые живут на этой земле? Ведь за столетия, пока у армян не было своего государства, на территории собственно Армении поселились другие народы, для которых эта земля за века тоже стала родиной. Земли древней Армении была разделены между странами, у которых тоже были и свои патриоты, и свои великодержавные шовинисты, которые считали эти земли своими и просто так отдавать «Кемску волость» (как Иван Васильевич из известного советского фильма) не собирались.
Армяне расселились по городам соседних стран и народов и тоже «вжились» в местную среду, приобщилась к городской культуре и отошли от традиционного сельского хозяйства. Также были далеки от идей собственной государственности и многие «не городские» армяне – еще в 19-м веке они часто не понимали интеллигентов во фраках, которые приезжали на «историческую» родину и ходили «в народ», – соседний курдский крестьянин, который жил такими же нуждами и заботами, для них был и понятнее и ближе, несмотря на разницу вероисповедании.
Армянская интеллигенция в борьбе за создание своего государства не учла сложившей геополитической ситуации, переоценила возможность европейской помощи и не учла и того, что главные европейские державы попросту используют армян как разменную монету.
В результате история армянского народа превратилась в целую череду трагедий – враги армянского народа оказались сильнее, а «помощь Запада» либо (как всегда это бывает) не подоспела, либо Запад сам был заинтересован в истреблении армян (что касается кайзеровской Германии – так это точно).
Германия, Османская империя и армянский геноцид
|
Германский кайзер Вильгельм Второй |
Германию сегодня принято представлять эдакой доброй и культурной европейской страной, забывая, что во время второй Мировой воны власти этой страны уничтожили большую часть европейских евреев. Адольф Гитлер, обосновывая необходимость «окончательного решения
|
"...косвенные данные позволяют предположить, что уничтожение армян было частью плана, разработанного немецким генеральным штабом" |
еврейского вопроса», столкнулся с сопротивлением некоторой части своих приближенных, страшившихся возмездия за геноцид еврейского народа. Стараясь переубедить их, он цинично заявил, что о геноциде евреев забудут так же быстро, как забыли о геноциде турецких армян - «кто теперь помнит об армянах».
Гитлер знал, что говорил. Он был участником Первой мировой войны, где Германия и Османская империя были союзниками, и безусловно прекрасно знал, что творилось в населенных армянами областях Османской империи «из первых уст» – среди его сподвижников было много немецких офицеров, служивших в Турции и бывшими не только инструкторами, но и командующими турецкими войсками.
Опубликованных прямых документов о том, что уничтожение армян турки начали по прямому указанию Берлина нет («черные дела» аккуратные в других сферах немцы обычно старались не документировать, либо своевременно такие документы уничтожали), однако косвенные данные позволяют предположить, что уничтожение армян было частью плана, разработанного немецким генеральным штабом. И турецким военным просто доверили «черновую работу». Во всяком случае, такая операция, как «выселение армян из прифронтовой зоны», которая де факто завершилась массовым уничтожением армянского населения, без согласия Берлина турками самостоятельно никогда бы не была бы осуществлена – ведь на это нужно было отвлечь значительные военные силы, которые фактически находились под немецким командованием.
Возникает еще один вопрос – почему турки стали во время Первой мировой войны во всем слушать немцев и по сути отдали свою армию под немецкое командование ( турецкими армиями командовали немецкие генералы, турецким флотом – немецкий адмирал Сушон, а 7 лучших и самых боеспособных турецких дивизий были переброшены из Турции на европейские фронты, где они также находились под немецким командованием) . Ответ на него прост – в той геополитической ситуации, что сложилась примерно 100 лет назад, лишь одна Германия была заинтересованная в территориальной целостности Турции (естественно, под немецким контролем).
По сути, дряхлеющая Османская Империя «отдалась под покровительство» набирающей силу Германии лишь потому, что последняя хотела подчинить Османскую империю «оптом», сделав ее зависимой только от себя, и не собиралась «отгрызать» от не кусков или делить ее на отдельные государства. А вот в планах России, Британии и Франции планы раздела Османской империи присутствовали. Причем в британской «османской политике» ставка делалась на национальные движения отдельных народов, входящих в империю, – прежде всего на арабов, а
|
Измаил Энвер-паша |
потом уже на курдов и на армян. Их планировали использовать для того, чтобы расшатать Турцию, а затем прибрать к рукам ее лакомые куски. Ни о каком реальном суверенитете и «независимости» этих народов речи не шло – в лучшем случае им была уготована роль управляемых марионетками
|
Жертвы геноцида |
полуколоний. Естественно, турецким политикам такие планы понравиться не могли. Немцы предложили туркам сделку: мы вам - сохранение территориальной целостности, вы нам - предоставление в немецкое распоряжение территории для транзита (особенно в направлении Персидского Залива и Индийского океана) и природных ресурсов (в первую очередь нефти). И немецкие предложения многим в Стамбуле казались привлекательными.
В итоге Германии удалось полностью «подмять по себя» младотурецкое правительство, обещая ему целостность Османской империи в обмен на полный протекторат над нею Германии.
Самым ярым сторонником Германии в младотурецком правительстве был фактически самый его влиятельный деятель, военный министр и заместитель главнокомандующего Энвер-паша - захвативший власть вместе с двумя другими членами младотурецкого триумвиата в 1913 году. До этого, в 1909-1911 годах, он был турецким военным атташе в Берлине. Время, проведенное в Германии, сделало Энвера убежденным германофилом и по сути ставленником германского великодержавного империализма на Востоке.
Энвера восхищала немецкая армия: её дисциплинированность, уровень подготовки и вооружение. По сути, он изначально был готов участвовать в планах немецкого руководства по «глобальному переделу мира», в которых Турции предназначалось стать доминирующей среди мусульманских и тюркских народов. Естественно, для этого Османская империя должна была работать «как немецкая машина», поэтому истребление «неблагонадежных» элементов должно было по идее Энвера стать частью государственной политики.
Энвер-паша также прекрасно разбирался в методах, которые применяла Германия в своих африканских колониях (на территории современных Намибии, Танзании и Камеруна), в том числе массовое истребление «непокорных» племен, в чем немцы по жестокости превзошли всех других европейских колонизаторов.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что поставленная с помощью Энвер-паши под немецкий контроль турецкая армия начала применять «немецкие колониальные методы» уничтожения непокорного и «ненадежного» населения в своей стране.
К такому населению в первую очередь отнесли армян, среди которых ширилось движение в поддержку создания своего государства, союзного с Британией и Россией, что естественно вступало в противоречие с планами младотурецкого правительства, а особенно Германии, которой «нависающее» над богатыми нефтяными районами Ирака союзное России и Англии государственное образование было совсем ни к чему.
Суровая реальность
Таким образом, реальность начала 20 века оказалась для армян трагичной. К сожалению, самые трагические для этого древнего народа события 1915 года многими интерпретируются некорректно, с позиций актуальной политической выгоды, в результате чего вина нередко
|
Реальность начала 20 века для многих турецких армян оказалась трагичной |
возлагается «с больной головы на здоровую».
В частности, трагедия 1915 года всячески увязывается с азербайджанцами. Но в тот год, - подчеркиваю, в 1915 год от Рождества Христова, - ни один азербайджанец в убийствах армян не участвовал, и участвовать не мог, поскольку азербайджанцы были подданными Российской Империи, которая как раз и шла на помощь армянскому народу.
То, что турки и азербайджанцы народы родственные и говорят на похожих языках, также не повод записывать последних в виновники геноцида – ведь никому не взбредет в голову обвинять русских в преступлениях хорватов только на том основании, что и те, и другие - славяне.
Но почти никто не хочет видеть, что в 1915 году турецкими войсками командовали немецкие генералы и при всех турецких частях состояли немецкие советники. И немцев никто – никто! - в геноциде 1915 года не обвиняет. Конечно, ведь они - «цивилизованные европейцы», они не то, что «дикари-азеры», хотя до Освенцима додумались именно они – немцы, а не азербайджанцы.
Так что геноцид 1915 года братству армян и азербайджанцев в наше время мешать не должен. Несомненно, во взаимоотношениях этих народов было разное, в том числе и армянские погромы 1905-го и 1918-го годов. Но в событиях самого страшного для армянского народа 1915 года азербайджанцы абсолютно не виноваты! И уж что-что, но это обвинение, как не соответствующее действительности, с азербайджанцев должно быть снято.
В СССР, при всех его недостатках, национализм пресекался, и это было безусловным благом. Катастрофа армянского народа в Азербайджане была предопределена самим ходом конфликта: в Нагорном Карабахе живет только пятая часть (100 тысяч из полумиллиона) армян Азербайджана. Даже если удалось бы без крови присоединить Карабах и окружающие территории к Армении – то жизни азербайджанским армянам в Азербайджане уже всё равно бы не было. И куда было бы деваться этим людям? Ехать в карабахские села? Но
|
Армянские беженцы.Начало 20 века |
жители крупных городов давно отвыкли от сельского хозяйства.
Если бы даже мирно договорились делить территории «по национальному признаку» и «обмениваться населением», то проблем бы не убавилось. Потому что профессор нефтехимии, армянин, работающий в Баку, не может выращивать помидоры и пасти скот в карабахском селе, точно так, как пастух-азербайджанец из Кельбаджара вряд ли устроится лаборантом в какой-нибудь бакинский НИИ. И сами деятели «комитета Карабах», как на подбор интеллигенты, вряд ли собрались бы переселяться в аграрные края под Степанакертом.
Так или иначе, но армяно-азербайджанский конфликт сказался на маленьком Лагодехи. В соседних Закаталах жила крупная армянская община и волна погромов, к сожалению, докатилась и до нее. Нет, местные жители, аварцы и азербайджанцы, ничего не имели против армян, они даже укрывали и защищали их, однако всю территорию Азербайджана наводнили беженцы из Армении и Нагорного Карабаха. Это были измученные, озлобленные люди, у которых отобрали их родные дома, имущество, а кто-то потерял своих родных, близких и друзей… Если же ещё учесть, что этих несчастных подстрекали местные азербайджанские националисты, то последствиям удивляться не приходится.
Долгое время еще ту площадь в Лагодехи, где стояли палатки армянских беженцев из Закатал, называли «армянской»…
Интересные примеры ассимиляции
Жизнь и поведение грузинских (в том числе и лагодехских) армян было и остается разным. Армянский народ, как уже отмечалось выше, умеет
|
Лагодехи, 40-ые годы 20 века. Слева направо: русский Коля Бац, грузин Леня Чичинадзе и армянин Лёва Симонян - пронесли детскую дружбу через всю жизнь |
приспосабливаться к обстоятельствам – иначе ему бы трудно было выжить. Многие грузинские армяне не скрывают своего армянского происхождения, однако при этом стремятся хорошо знать грузинский язык, стараются интегрироваться в грузинское общество. Многие совершенно искренне желали огрузиниться, и в этом стремлении часто становились «грузинами больше, чем сами грузины». Они добровольно меняли свои армянские фамилии, отказываясь от характерного армянского «-ян» в пользу грузинского «-швили» и «-дзе», при каждом удобном случае подчёркивали свою «грузинскость» и даже становились отъявленными грузинскими националистами.
Со стороны это иногда выглядело и выглядит забавно, особенно в глазах тех, кто знает у кого какие корни...
Однако не надо и нельзя судить этих людей. Жить в родном тебе доме на ставшей для тебя родной земле хотят многие. И как бы ни дорога была память собственной древней истории – жить нужно сегодня. А новейшая история, увы, показывает, как иногда опасно бывает быть человеком «неправильной» национальности. Людям нужно устраиваться на работу, растить детей, общаться с начальством, с соседями, многие из которых - чего греха таить - не переболели ещё националистической болезнью.
Также есть надежда на то, что рано или поздно армяне вернутся в Азербайджан, а азербайджанцы - в Армению. Ведь в соседнем иранском Азербайджане армяне живут спокойно, и никто их не трогает: грузинские армяне спокойно ездят в Турцию, и тоже всё хорошо; иранские азербайджанцы без проблем ездят в Армению, и армяне не относятся к ним как к врагам.
Примирение возможно – нужно только не давать вновь волю всевозможным «поджигателям», даже тем, кто сеет вражду между народами из ложно понимаемых ими патриотических соображений.
Ну, а в Лагодехи рядом живут грузины, русские, армяне, поляки, азербайджанцы и аварцы, и никто из них даже не думает предъявлять друг другу «претензии».
Владимир ЦХВЕДИАНИ (журнал "Комментарии", Украина), специально для www.lagodekhi.net
Подписной индекс журнала "Комментарии" в ДП "Преса" (Украина) - 22821
Фото картин геноцида -с сайта genocide-museum.am
Фото Алазанской долины - Пётр Згонников
Фото кайзера Вильгельма Второго и Энвера-паши - с сайта Википедия
Фото "Лагодехи, 40-ые годы" - из семейного альбома Льва Симоняна Просмотров: 9873
|