Этот Юрка Шинкаренко. Мачавариани
Автор: Пётр Згонников |
Добавлено: 04.08.2011 |
|
|
Юрий Мачавариани. Почти полвека назад |
|
Лагодехи. Гостиница и ресторан "Лагодехи" |
Этот человек, наш земляк, Юрий Мачавариани (Шинкаренко), много успел в своей жизни. Но я убеждён, что он и сам не подозревает, что из всех его дел, есть одно, которым он точно может гордиться – коллекцией своих чёрно-белых фотографий нашего города.
Юрий Шинкаренко – солидный человек, в возрасте. Шестьдесят четыре, на два года старше меня. И я, согласно общечеловеческим канонам и кавказским обычаям, должен был бы к нему на «Вы». С почтением, знаками внимания и прочими подчеркивающими уважение к старшему вещами. А он мне – Юрка. Из далекого детства. Со школьным прозвищем «Мачар», что приклеилось к нему от отцовской фамилии. Это позже Юра взял фамилию матери Шинкаренко, в том числе и от того, что человек, чью фамилию он носил, оставил Юрку и его маму. Я не видел Юрку десятки лет, а встретил месяц назад, в Лагодехи. Так случилось: приехали одновременно, он из Москвы, я из
|
Лагодехи. Празднование Дня города, 1983 |
Харькова. И увидел: Юрка - тот самый. Совсем не изменился. Как полвека назад: шебутной, веселый, шутливый и разговорчивый. «Да ты дашь кому-то слово вставить?! -
|
Детвора с улицы 1-го мая |
вышел из себя мой лагодехский сосед, всегда степенный и обстоятельный Каха Надашвили. - Всё говоришь и говоришь». Из Юрки столько выплёскивается энергии, столько рвётся наружу эмоций, язык его столько производит слов, что, действительно, немудрено и устать. А мне приятно слушать Юрку, интересно. Говорит Юрка умные вещи. Да, порой утомителен, порой многословен. Но сквозь неиссякаемый поток слов у Юрки молниями пробиваются эрудиция, опыт, знания, принципы и, вместе с тем, - легкость в восприятии мира, ирония и юмор.
После окончания Лагодехской русской школы мы, её выпускники, разъехались по Союзу – поступать в институты. Школа была замечательная, давала хорошую подготовку. Из Юркиного класса из тридцати выпускников в вузы поступили все тридцать. Поступил и Юрка, в Москве, во Всесоюзный полиграфический институт.
Большинство лагодехских мальчиков и девочек, получив дипломы, остались там, где учились, - в России, в Украине. Я - в Луганске, друг мой,
|
В советское время треть всего табака Грузии давал Лагодехский район |
Вася Владыкин, - в Краснодаре, Толик Рудичев – в Белгороде, Гурам Унгиадзе – в Москве. А Юрка Шинкаренко, Юрка, тот вернулся в Грузию. Печатником. К своей маме, Шинкаренко Марии Авраамовне, кубанской казачке, для которой Лагодехи, как и для многих других кубанцев, бежавших от террора большевиков, стал родиной.
|
На Лагодехском хлебозаводе |
Вернувшись, Юрка руководил в Лагодехи типографией. Влился в районную номенклатуру, и ему поручали ответственные посты. То он заведовал ДОСААФ, то районной коммуналкой, то кинофикацией. Планы делал на индийских фильмах. Народ в те времена проливал над восточными мелодрамами тонны слёз, которые превращались в денежные потоки.
А потом мы потерялись, как потерялись миллионы людей во время умерщвления Страны. В то смутное время в Лагодехи продавались за бесценок и бросались дома. Уезжали из ставшей вмиг неласковой Грузии инородцы: евреи - в Израиль, русские – в Россию, греки - в Грецию, уезжали и сами грузины – в Израиль, в Грецию и в Россию...
Уехал тогда и Юрка, лишившись построенного его матерью дома. Нашлись мы с Юркой с помощью всезнающего Интернета. В поисках фотографий Лагодехи я как-то наткнулся на Юркину страницу на odnoklassniki.ru и ахнул. От обилия фото Лагодехи времён моей юности.
|
Праздничный парад в Лагодехи. На смотре -колонна районного ДОСААФ |
Юрка, балабол и шутник, был, оказывается, человеком более чем серьёзным. Все свои юные годы, пока мы, его ровесники, отдавались присущим молодости занятиям, Юрка снимал, снимал и снимал Лагодехи. Методично, систематично, неистово, в разных ракурсах и ипостасях. Как снимают любимую женщину или родное дитя. Ни у кого я не видел столько снимков чёрно-белого Лагодехи, как у Юрки. На них - история Лагодехи в образах. Каким был город пятьдесят лет назад, как отстраивался, как праздновал, как работал. На Юркиных фотографиях правда о той жизни. Я никогда не был коммунистом, я их не любил - за разорённое родовое кубанское гнездо, за смерть деда в ГУЛАГе,- но глядя на бесконечно длинные и идеально ровные ряды табака, что на Юркиной фотографии, должен признать, что было у них немало того, чему не грех поучиться и нынешним правителям. На табаке тогда лагодехцы зарабатывали баснословные деньги: по 5-10 тысяч рублей за сезон, в то время, как моя годовая зарплата врача составляла чуть больше тысячи рублей.
На Юркиных снимках лица лагодехцев, которым сегодня по многу десятков лет, и тех, кого, увы, уже нет на этом свете. Юрка сохранил их нам молодыми, Юрка сохранил память о них.
|
Юрий Мачавариани с внуками.Наше время |
За каждой фотографией мне ещё привиделась любовь, Юркина любовь к городу, в котором он родился, – к Лагодехи.
И оказалась эта любовь сильнее всех прелестей, которыми большой мир пытался заманить в свои сети Юрку. Ни Чебоксары, ни Подмосковье, ни Ростов-на-Дону, где Юрка состоялся, как личность, где работал и зарабатывал, где дружил, любил и был любим, не смогли удержать его. На седьмом десятке он вернулся в Лагодехи и вселился в когда-то купленный им старый русский дом. Дом Демьяновых, моих соседей, дяди Мити и тёти Нины. Он как раз обживался в этом доме, когда мы встретились с ним. Юрка показался мне счастливым. Одно гложет его. В стенах материнского дома живут чужие люди. А ему так бы хотелось вернуться в родные стены.
P.S. В «Фотогалерее» сайта открыт выставочный зал «Юрий Шинкаренко» с частью Юриного альбома «Лагодехи. 20 век». Полная коллекция на странице Юрия Мачавариани в Интернете представлена здесь.
Фото: Юрий Мачвавариани Просмотров: 4509
|