Дарья Калинина увековечила лагодехскую Будёновку?
Автор: Пётр Згонников |
Добавлено: 01.02.2011 |
|
|
Будёновка (Нинигори) лежит в этих предгорьях этих гор |
Как-то жена на отдыхе читала Дарью Калинину. И оторвавшись, неуверенно сказала: «Кажется, она описывает вашу, лагодехскую Будёновку». Я схватил книгу. Первая реакция: да, так и есть - Будёновка, наша. В повести «Горный шиповник» известный автор детективов описывает село Нинигори Лагодехского района, не так давно называвшееся Будёновкой…
Сомнения охватили меня, когда я познакомился с биографией писателя. Родилась Дарья в Ленинграде, училась в политехе и в пединституте, работала в газете «Секретные материалы». Никакого отношения к Лагодехи! Была в наших краях у кого-то в гостях? Может быть… Связаться, спросить у самой Дарьи я не смог. Не нашёл её адреса – ни почтового, ни электронного.
Предлагаю читателю вместе со мной пройтись по повести Дарьи Калининой, по тем её фрагментам, где рассказывается о Будёновке. Давайте вместе думать, насколько совпадает описание литературной Будёновки с реальным селом Будёновка (сейчас – Нинигори) Лагодехского района.
«День обещал быть весьма насыщенным и ярким. Выйти в поход предполагалось еще на рассвете». Стоп. Именно так в Лагодехи в моё время называли вылазки на водопад, серные источники или метеостанцию - поход.
«Так было запланировано за много дней, когда еще только обсуждался план очередного пикника у водопада».Слово «пикник» - не из лагодехской действительности. Такого слова у будёновских и лагодехских русских в обиходе не было, суть, однако, отражена точно - любой поход на
|
Если герои Дарьи Калининой - из лагодехской Будёновки, то они шли к этому водопаду |
водопад в мои и в более поздние времена заканчивался пур-марили (груз. дословно «хлеб-соль») на природе.
«На дорогу туда, обратно и на отдых у водопада отводился один день». Это ещё одно совпадение: поход из нашей Будёновки на Гургенианский водопад – без спешки, с купанием и обедом - занимал один день.
« – Вернемся еще засветло! – оптимистично заявляли друг другу члены небольшой группы, отправляющейся к водопаду. – Теплую одежду можно с собой не брать, погода стоит отличная. Ягоды и орехи соберем в лесу. Так что возьмем только хлеб, овощи для салата и мясо для гриля. Ну и, конечно, выпить.Именно выпить, а не попить. Пить можно и из горных речек, ручейков и многочисленных родников. Вода, берущая начало в подземных родниках, такая сладкая и ледяная, что вкус ее лучше всякого лимонада». Отправляясь в поход к водопаду, мы, как и герои повести, никогда не брали с собой ни воды, ни лимонада. Тяжело и лишено смысла. При подъеме на водопад дорога идёт по руслу речки, вода в которой и вкусная, и холодная. Да что там холодная - ледяная! Настолько, что больше трёх глотков не сделаешь - начинает ломить зубы. Несли с собой домашнее вино и чачу: почти у каждого участника похода в пакете или вещмешке булькала бутылка с весёлыми градусами.
|
Будёновка (Нинигори) Лагодехского района. Восточная часть села |
«Сам водопад находился высоко в горах, поэтому сразу же было заявлено: детей моложе двенадцати лет с собой не берут». От Будёновки до Гургенианского водопада не меньше семи километров, подниматься надо по ущелью; тропа постоянно забирает вверх, без натяжки можно сказать, что водопад находится на приличной высоте. И насчёт детей – совпадает! Подобно героям повести, лагодехцы избегают брать с собой детей - опасно. В отдельных местах тропы труднопроходимы, даже взрослому немудрено оступиться и свалиться со стометровой высоты на каменное ложе речки.
« Собственно говоря, Буденовка была даже не деревней, а довольно большим селом. Почему ее называли деревней, никто не знал. Соседний райцентр мог бы целиком уместиться на половине территории Буденовки. Но тем не менее райцентром был именно он, а не Буденовка». Лагодехская Будёновка меньше Лагодехи, если и превосходила когда-то райцентр, то, возможно в начале 19 века, когда, как и Лагодехи, была основана отставными нижними чинами русской армии. Хотя… В районе есть село Кабали, по соседству с Будёновкой, значительно превосходящее райцентр. Если Дарья Калинина «списывала» свою Будёновку с нашей,лагодехской, то наверняка знала о Кабали и могла ввести эту деталь в повествование, изменив лишь название села.
«Деревня (Будёновка – автор) раскинулась под самым Кавказским хребтом. Население было смешанное. Русские, грузины, аварцы, армяне, евреи мирно соседствовали друг другом, а затем тихо покоились на одном кладбище, не разделенном на три части, – хоронили всех вперемешку. Некоторые надгробия были простыми плитами, какие-то украшала шестиконечная звезда, кое-где стояли кресты».Так и хочется восклицнуть : «no comments!»
|
Западная часть Будёновки |
Сомнения касаются лишь одного нюанса: жили ли в нашей Будёновке евреи ? (Если кто-то из читателей знает - напишите). Могу предположить, что жили. Ведь в Ульяновке, другом русском селе Лагодехского района, было большое поселение евреев, переселённых сюда в 1928 году из разных районов Грузии. Климат в Ульяновке тяжёлый, - это Приалазанье, места низменные, заболоченные, много влаги и комаров, - что вынуждало её жителей, в том числе и евреев, перебираться поближе к горам, прежде всего, в Будёновку и Лагодехи. (Как только появилась возможность покинуть страну, почти все ульяновские евреи эмигрировали).
«Национальные розни не раздирали деревню. Смешанные браки были делом обычным. Никто и внимания не обращал, если русская девушка выходила замуж за мусульманина. Нравы были простые. Нередко многие пары так и жили всю свою жизнь, официально не оформив отношения. К чему лишние бумаги? Все и так знают, что они – муж и жена. И их дети – это именно их дети». И этот фрагмент повести безо всяких исключений можно назвать слепком с нашей, лагодехской Будёновки. Люди в те времена жили мирно, часто сходились в межнациональных браках. Двоюродный брат моей матери Василий Авдосьев жил в Будёновке, жена его была грузинкой. На регистрацию действительно смотрели, как на нечто ненужное, многие русские пары в Лагодехи жили в гражданских браках. Почему так – не
|
Старый русский дом в Будёновке |
знаю. В жизни лагодехских русских многое определяли патриархальные и казачьи устои, принесённые ими в Заалазанье с берегов Кубани и Дона. Мои родители, например, прожили в гражданском браке до пенсии, и брак заключили лишь из опасения, что в случае смерти одного из супругов последут бумажная волокита, противная и малопонятная их неискушённым хождениями по инстанциям натурам.
«Ближе к концу лета, когда работы на виноградниках, полях и огородах становилось меньше, местные жители могли подумать и о развлечениях. Одним из них были прогулки в горы. На охоту, за грибами или кизилом, за орехами или дикими каштанами и мелким золотисто-шоколадным корольком». Жизнь жителей подгорных поселений – Буденовки ли, Лагодехи или Мацими - немыслима без собирательства кизила и алычи, каштанов, орехов и шишек - всё прибавка и разнообразие рациона. Вот только не припомню, чтобы в наших лесах рос мелкий золотисто-шоколадный королек. Растёт кавказская хурма, плоды, однако, у неё тёмно-синего цвета.
«Климат у подножия гор был теплым и благоприятным не только для людей, но и для животных. Горные леса были богаты своими дарами. Дичи было много и у самой деревни. А уж выше, в горах, водилась и вовсе знатная добыча – дикие козы, волки и даже медведи. Почти в каждом доме в Буденовке было охотничье ружье, с которым мужчины отправлялись в горы». Конечно, это о нас. О Будёновке и подобных ей местах под Кавказским хребтом. Включая и охотничьи ружья «почти в каждом доме».
«Разрешением на его ношение и хранение местные жители редко озабочивались. Точно так же, как и лицензией на отстрел дичи. Какие лицензии? Их отцы, деды и прадеды жили и охотились в этих горах. О чем речь-то? Так что не проходило и года, чтобы кого-нибудь из жителей деревни не оштрафовали или не отправили за решетку за браконьерство. Конечно, лесники попадались разные. Некоторые смотрели сквозь пальцы на происходящее. Другие разрешали охотиться в «своих» угодьях лишь друзьям и близким. А третьи были неподкупны». Браво, уважаемая госпожа Калинина ! Один к одному!
« А вокруг была такая красота! Дорога шла через прозрачные лиственные леса, так мало похожие на густые заросли в северных таежных местах. Тут было совсем не страшно, светло, просторно и легко». Если бы кто описывал наш, лагодехский лес, он выбрал бы эти же слова…
|
Горы над Будёновкой и Лагодехи |
И в заключение привожу совершенно замечательный отрывок из повести, не оставляющий у меня сомнений, что автор описывает именно нашу Будёновку. Дарья Калинина, будто решив перестать интриговать читателя, раскрывает координаты селения – на пути следования контрабанды из Ближнего Востока в Россию, через перевалы Кавказского хребта. То есть, через Грузию, а в Грузии, у подножья Кавказского хребта, есть, насколько мне известно, одна Будёновка - наша, лагодехская.
«…большие деньги в их поселке ( в Будёновке - автор) можно было заработать только одним способом: контрабандой наркотиков или оружия. Для горцев, знающих потайные тропы в своих горах, этот бизнес стал в неспокойные времена золотой жилой. Через перевалы Кавказского хребта проводники водили караваны с оружием, медикаментами и деньгами в воевавшую в те годы Чечню. Наркодельцы перевозили свой товар с Ближнего Востока в центральную часть России». Это правда, новейшая история полна такими примерами. Ни для кого сегодня не секрет, что через Лагодехи и лагодехские сёла в Россию переправляли не только наркотики и оружие, но и людей - эмиссаров и наемников из ближневосточных стран.
Я постарался доказать, что Буденовка из «Горного шиповника» Дарьи Калининой - литературный образ нашей лагодехской Будёновки. Не знаю, как вас, а себя я в этом уверил. А вот каким образом автор узнала о нашей Будёновке – по рассказу чужому, от родственников каких или сама когда-то бывала в наших краях – остаётся неясным.
Пока об этом не расскажет сама Дарья Калинина. Или кто-то.
Полный текст детективной повести Дарьи Калининой "Горный шиповник" можно прочесть здесь.
Фото (сверху вниз): 1,2,6 - Ираклий Кшуташвили; 3.4.5 - Пётр Згонников
Просмотров: 13004
|