Курмухис-сакдари, древнейший храм близ Лагодех. Трилогия
Автор: Пётр Згонников |
Добавлено: 05.11.2020 |
|
|
Курмухская церковь Святого Георгия. С сайта pravenc.ru |
Мосе Джанаев, газета «Кавказ», 1884 год: «С храма [Курмухис-сакдари] величественный вид на всю Алазанскую долину до Лагодех, Царских Колодцев (დედოფლის წყარო) и Ширакских луговых гор. Вид этот обнимает по-меньшей-мере 2,000 кв. вёрст вдоль и поперек…».
«Курмухис-сакдари, древнейший храм близ Лагодех» - под таким названием «Кавказский календарь» на 1896 год включил в список выдающихся статей и заметок, помещённых в газете «Кавказ» за 50 лет её существования, статью «Курмухис-сакдари» Мосе Джанаева (Джанашвили), в будущем известного грузинского историка, педагога и лингвиста.
В 1894 году, через 10 лет после того, как Джанаев описал руины Курмухис-сакдари, на месте старого храма была построена существующая поныне Курмухская церковь Святого Георгия. О них, о старом и новом храмах, настоящая публикация…
1. Мосе Джанаев:
Под именем Курмухис-сакдари (ქურმუხის საყდარი) (Курмухская церковь, часовня – П. З.) у ингилойцев* Закатальского округа** известен древнейший храм, находящийся на выдающемся и высоком откосе Кавказских гор. С храма величественный вид на всю Алазанскую долину до Лагодех, Царских Колодцев (დედოფლის წყარო) и Ширакских луговых гор. Вид этот обнимает по-меньшей-мере 2,000 кв. вёрст вдоль и поперек.
Внешний вид местности храма представляет грандиозныя развалины в хаосе. Самый же откос, на котором расположены остатки храма, усеян громадными глыбами оторванных скал, весьма часто имеющих конусообразную форму и как-бы ждущих малейшаго прикосновения, чтобы с высоты 4,000 фут (около 1200 метров – П. З.). низринуться в зияющую пропасть. Там и сям между скалами виднеются кусты граната и особого красильного дерева, называемого у туземцев*** «сараган» (სარაღანი), что тоже у грузин «тримли» (თრიმლი). Выше и выше от храма произрастают стройные леса, а там, у самых вершин Кавказа берёза, кустарники, разныя травы и мох; дальше-же начинается полоса вечных снегов. На этом-же откосе, недалеко от храма, к стороне сел. Кахи (Каки), есть особое место – Вардовани (от грузинского слова «варди» - «роза». - П. З.), где и до-сих-пор растут розовые кусты, насаженные, по сказанию туземцев, царицею Тамарою.
|
Статья М. Джанаева о Курмухис-сакдари в газете "Кавказ" (33;1884) |
К храму ведёт узкая горная тропа; идя по ней почти ½ часа, вы выходите на первую неровную площадку, а оттуда до самого храма всего несколько шагов. Наконец, вот вы пред храмом. Вас сразу-же поражает вид громаднаго (приблизительно в 100,000 пуд.) (около 160 тонн - П. З.) храмообразнаго камня, кажущегося выросшим из земли. Он состоит из соединения нескольких скалистых пластов, самою природой урегулированных весьма искусно: это и есть Курмухис-сакдари. Под вами к западу бездонная пропасть, а там дальше роскошныя луговыя и лесистыя равнины, где в зелени тонут лачужки Кахетинских хуторян. Но обойдём сей камень и задним ходом взойдем на его вершину. Вот мы после нескольких опасных подъёмов и крепких сердцебиений очутились на макушке камня. Это ровная площадка – в 2-3 кв. сажени. Тут следы какой-то постройки, по всей вероятности, церкви, либо часовни. В самой середине площадки отверстие, которое, по-видимому, проходит сквозь камень до самой глубины его. К западу пропасть, при виде которой сердце судорожно сжимается; и вы стараетесь поскорее спуститься на нижнюю террасу храма, где в последнее время любвеобильным туземцем (Р. Отара-швили) на свои собственныя средства выстроена маленькая церковь.
Курмухис-сакдари, - церковь во имя свят. Георгия, выстроена в древнейшие времена. Основание ея теряется во мраке неизвестности. Грузинския летописи, столь щедро повествующие о других грузинских монастырях и церквях, ни единым словом не промолвились о Курмухской св. Георгия, хотя она по указанию царевича Теймураза, под именем Чарис Гиорги (ჭარის გიორგი) (см. " Историю Грузии цар. Теймураза, стр. 19 - М. Джанаев), входит в сонм грузинских церквей во имя Победоносца Георгия.
Почитание сего храма столь было велико, что 200 лет мусульманствующие грузины-ингилойцы не позабыли его, и теперь они, как христиане, так и магометане, ко дню праздника (к 10 ноября) (23 ноября по новому стилю – П. З.) тысячами являются на поклонение Победоносцу, принося в жертву овна или тельца по древнему иудейскому и христианскому обычаю. Освятив жертвы у самаго храма и помолившись св. Георгию, богомольцы спускаются на поляну, устраивают роскошный обед и торжественно, под аккомпанемент туземной музыки, проводят весь этот день в весельи, а молодые парни после обеда устраивают джигитовки (скачки) на славных конях.
|
Моисей Георгиевич Джанашвили |
Торжество праздника оканчивается вечером, и богомольцы на своих арабах (имеются в виду арабские лошади – П. З.)**** разъезжаются по селениям, не позабыв взять с собою из лона храма горсть святой землицы для того члена семьи, который по разным причинам не мог прибыть на богомолье. Эту землю, называемую «тутиа» (თუთია), каждый дома оставшийся должен покушать, чтобы никакая сила не могла прикоснуться к нему.
Интересны следующие сказания туземцев про этот храм: 1) будто в нём живёт золотой петух, по сигналу и команде котораго в полунощный час запевают все окрестные петухи; 2) туземцы думают, что ко дню праздника с неба сходит ангел (ანგელოზი) и отворяет двери храмового белого камня и к утру опять закрывает их, несмотря на то, что камень никаких дверей не имеет. И если кто в тот день успеет войти во внутрь камня, тот никогда не умрёт и наследует царство небесное. А так-как проскальзывающих в двери храма никого не бывает, то для своего утешения верующие обращаются к Победоносцу с возгласом: «шени карис чириме, Курмухис-сакдаро» (შენი კარის ჭირიმე, ქურმუხის საქდარო)!*****
Источник: Джанаев, М. Курмухис-сакдари// Кавказ, Тифлис. - 1884. - № 33. - 10 февраля
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Примечания.
*Ингилойцы - народность, населяющая историческую грузинскую область Саингило (нынешние Балакенский, Загатальский и Гахский районы Азербайджана); говорят на ингилойском диалекте грузинского языка; идентифицируют себя в качестве грузин; делятся на ингилойцев-христиан и ингилойцев-мусульман. Согласно доминирующей в грузинской и русской (19 века) историографии, ингилойцы, в прошлом грузины-христиане, с давних времён проживавшие в восточной Кахетии, после её разорения шах Аббасом, оказались под властью джаро-белоканцев и были омусульманены, и стали называться йенги, что значит "новообращенный"; часть ингилойев осталась верна вере предков; многие ингилоцы-мусульмане, став мусульманами, сохранили часть христианских обычаев и вервоаний. Азербайджанские историки считают ингилойцев огрузиненными потомками гелов, одного из народов Кавказской Албании, прародины нынешнего Азербайджана.
**Закатальский округ – позднее название Джаро-Белокан (Джаро-Белоканского союза)вольных аварских обществ, образованных дагестанскими горцами, преимущественно аварцами, на месте восточной Кахетии после её разорения Шах-Аббасом.
*** Туземцы - в 19 веке словом «туземец (туземка)» обозначали местного жителя, «здешний, тамошний уроженец, природный житель страны, о коей речь» (Владимир . Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. 1882). Подробнее здесь.
**** - слово автора арабы, на которых после окончания праздника разъезжаются богомольцы, я трактовал как "арабские лошади". Это трактовка ошибочная. Согласен с читателем "Бахарчи из Елисуйского султаната", что "арабские лошади ценились тогда и сейчас, стоили дорого, и не каждому были доступны на Кавказе, тем более простым кавказцам, присутствующим на празднике. Азербайджанское слово «араба» означает «телега». Слово во множественном числе «арабах» означает «на телегах»".
***** «Шени чириме» - дословно «пусть твоя чума (боль, страдания, невзгоды) станет моей»; у грузин высшее выражение благодарности и пожелания блага; в данном случае " «шени карис чириме, Курмухис-сакдаро» можно перевести как «Курмухская церковь, пусть все грозящие тебе беды станут моими».
Об авторе: Джанаев (Джанашвили) Моисей Георгиевич (1855-1934), известный грузинский историк, филолог и педагог. Ингилоец, родился в с. Кахи, вблизи которого, в двух верстах, находился Курмухис-сакдари. Автор учебника по истории Грузии, грузинской грамматике и обширного труда «История Грузинской церкви». Общее число трудов и сочинений Джанашвили достигает 1665, среди них ингилойские и грузинские поверья и сказки. Член-корреспондент Московского археологического общества. Похоронен в пантеоне на горе Мтацминда в Тбилиси.
--------------------------------------------
2. Современные источники вносят некоторую ясность в историю древней Курмухской церкви, развалины которой застал в 1884 году Мосе Джанаев.
На сайте "საქართველოს ძეგლები" ("Сакартвелос дзеглеби" - "Памятники Грузии") размещена статья "ქურმუხის წმ. გიორგის ტაძარი" ("Курмухис цм. Гиоргис тадзари" - Курмухский храм Св. Георгия"), краткий пересказ которой представлен ниже ( полная версия статьи представлена здесь http://www.dzeglebi.ge/dzeglebi/q/qurmuxi.html).
В грузинских летописях Курмухис-сакдари впервые упоминается в списке Евангелия от Магалашвили, датированном 1310 годом. В нём описывается путешествие Католикоса-Патриарха всея Грузии Эквтиме по различным епархиям, находящимися под его юрисдикцией, включая епархию Гиш-Курмухи на территории исторической области Эрети. Во время поездки Патриарх Эквтиме посетил церкви Гиш-Курмухской епархии и поручил архиепископу Курмухскому Кириле Донаури переписать Евангелие для всех церквей, из чего следует, что Курмухская церковь в начале 14-го века была епископским собором, то есть, одним из главных центров христианской жизни в Заалазаньне.
В окрестностях храма Курмухи были обнаружены остатки старой системы водоснабжения, это расценивается как доказательство того, что Курмухис-сакдари была ещё и местом постоянного пребывания людей, монастырём. Курмухис-сакдари как епископский собор и монтырь перестал существовать в 1614-1617 года вследствие разрушительного нашествия шаха Аббаса, опустошившего, как известно, земли грузинского Заалазанья от Шеки до Кварели, разрушавшего множество церквей и жестоко уничтожавшего грузинское духовенство.
По мнению грузинского исследователя истории литературы Котетишвили, название «Кур-МУХИ» произошло от грузинского слова «муха» (дуб) и связано с культом поклонения дубу, широко распространенному среди грузин, а также славян и европейцев. Сохранившиеся до сих пор в окрестностях Курмухской церкви дубовые рощи говорят о том, что до христианства это место имело культовое назначение для живших здесь людей.
В конце 19-го века на месте старой церкви был построена ныне существующая Курмухская церковь Святого Георгия. Постройка церкви была осуществлена «Обществом восстановления православного христианства на Кавказе», учреждённого в 1860 году в Тифлисе. Общество занималось миссионерской деятельностью среди народностей Кавказа, возвращение омусульманенных христиан в лоно православие, восстанвлением древних, особо почитаемых в своё время церквей, монастырей и храмов, переводами священного писания на языки наквказских народностей, подготовкой священников, владеющих кавказскими языкам, сооружением новых церквкй и их содержанием.
В Закатальском округе силами Общества и при поддержке местного грузинского населения было восстановлен и построено несколько церквей, одной из них была церковь Святого Георгия в Курмухи. Более 600 рублей на строительство пожертвовали ингилойцаы 3000 рублей выделило Общество. Проект церкви Святого Георгия разработал архитектор Общества Билфельд. Строительство началось в 1891 году и было завершено в 1894 году, ход работ контролировал общественный инспектор, миссионер Леонид Окропиридзе.
В 2004-2005 годах Министерство культуры Азербайджана провело в Курмухском храме реставрационные работы, после окончания которых Кахское районное руководство охраны памятников отказалось устанавливать в церкви снятый на время работ крест. После нескольких дней протестов возмущённое православное население района установило крест собственными силами. К сожалению, церковь продолжает по ряду вопросов оставаться предметом разногласий между грузинской и азербайджанской сторонами, главным из которых является спор о её происхождение. Азербайджанская сторона пытается доказать, что Курмухская церковь была построена во времена Кавказской Албании, то есть в догрузинский период истории. и поэтому объявление ее храмом грузинского святого Георгия неоправданно. Для доказательтсва своей правоты в сентябре 2006 года Министерство культуры Азербайджана провело археологичечкие раскопки фундамента древней церкви, но без согласования с Министерством культуры Грузии и Патриархатом, ставит утверждения, будто церковь была построена до 8 века, то есть в догрузинский период, под сомнения. Грузинская сторона, ссылаясь на то, что подробный отчет об этих археологических раскопках не был опубликован, а также основываясь на грузинских и зарубежных письменных источниках, утверждает, что заявление об албанском происхождении церкви не соответствует действительности.
На сайте приведены также сохранившиеся пос егодняшний день среди ингилойцнв две легенды о Курмухском храме.
По одной из них, раз в году, на Пасху, Мать Мария (так называют Деву ингилойцы) открывает двери находящейся под храмом пещеры, выходит и расчесывает волосы золотой расческой. В это же время из пещеры вылетает золотой петух и начинает громко петь, после чего запевают сразу же петухи всех соседних деревень. Однажды, когда, как обычно, Дева Мария вышла и начала расчёсывать волосы, к ней подкрался татарин и захотел её поймать, но у него тотчас же отнялась рука. Божья Матерь быстро вошла в пещеру и закрыла за собой дверь. Татарин стал молить Божью Матерь и Святого Георгия, выздоровел и принял христианство.
По другой легенде, один неверующий купец привел свой караван прямо к храму, не проявив тем самым к нему должного уважения, из-за чего Святой Георгий превратил купца и его верблюдов в камни.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Третьим ценным источником сведений о Курмухис-сакдари является «Ведомость о церкви Курмухской Свято-Георгиевской», редкий документ, оказавшийся в моё распоряжении благодаря Валерию Огиашвили. Эту ведомость среди прочих документов о церквях Заалазанья, входивших в Некресскую Епархию, Валерий, историк по образованию, разыскал несколько лет назад в Центральном государственнм архиве Грузии и любезно предоставил мне для публикации на сайте в рамках проекта "История Лагодехи в церковных документах".
ВЕДОМОСТЬ
о церкви Курмухской Свято-Георгиевской, приписной к штатной Кахской Свято-Георгиевской, состоящий в том же сел. Кахи Закатальского округа за 1912 года.
|
Ведомость о Курмухской Свято-Георгиевской церкви. 1912 год |
Церковь построена в 1894 году тщанием прихожан Кахской св. Георгия церкви и Общества Возстановления Православного Христанства на Кавказе.
Зданием – каменная, крестообразной формы, с каменным сводом и куполом. Покрыта листовым железом.
Колокольня при церкви не имеется.
Престолов - один во имя св. Великомученника и Победоносца Георгия.
Утварию – не достаточна.
По штату при ней положены - прочерк.
Жалованье положено: прочерк.
Кружечных доходов за (прочерк) год получено – прочерк.
Другие источники содержания причта и количество поступающего в них дохода - прочерк.
Разстоянием сия церковь от Синодальной конторы в 232 верстах, от местнаго благочиннаго в г. г. Закаталах в 37 верстах, от окружного города в 37 верстах, от почтовой станции в 3х верстах, почтовый адрес церкви: сел. Кахи, Закатальскаго округа.
Блтижайшия к сей церкви: Кахская св. Георгиевская, к которой она и приписана, в 4-х верстах.
Приписанных к сей церкви церквей (прочерк) часовен (прочерк).
Домов кладбищных и молитвенных домов, к сей церкви приписанных – нет.
Опись церковному имуществу заведена с 1894 года, хранится в целости, проверена в 1911 году
Приходо-расходные книги в суммах свечной и церковной за шифром и печатию, Экзаршеской Канцелярии 30 мая 1904 года, ведутся исправно, хранятся в целости.
Копии в метрических книгах хранятся в целости с (прочерк) года.
В обыскной книге, выданной в (прочерк) году, (прочерк) дня, за шифром и печатию, (прочерк) писанных листов , (прочерк) не писанных.
Исповедные росписи находятся в целости с (прочерк) года.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В заключение. Курмухский храм в настоящее время не действует, местные власти запретили проведение в нём богослужений. Для верующих и паломников храм открывают два раза в год, 6 мая и 23 ноября, - на праздник Гиоргоба (День Святого Георгия). В эти дни к храму стекается множество людей, приходят ингилойцы, как христиана, так и магометане, приезжают верующие и просто туристы из Грузии, в том числе из Лагодехи. Правда, с годами поток из Грузии уменьшается, границы с их формальностями и процедурами стали тому одной из причин.
Детальное описание праздник Гиоргоба оставил на своей странице в «ЖЖ» Сандро Шанидзе https://sandro-shanidze.livejournal.com/2631.html Просмотров: 999
|