Под аварскими звёздами (Из цикла "Памяти Петра Леснова")

Ведомость о церкви в сел. Новомихайловка Сигнахского уезда за 1913 год Тифлисской губернии Грузино-Имеретинской епархии за 1913 год (История Лагодехи по церковным документам)

Об открытии земледельческой школы в Лагодехах (Публикиции Л. Ф. Млокосевича)

Герои своего и нашего времени. Кто знает эти имена?

Пришло письмо из Польши...

Лагодехские потомки поляка Хажинского

Заметки о распространении в Закавказье куриных птиц. Турач (Francolinus Vulgaris Steph) (Публикации Л. Ф. Млокосевича)


Посетителей: 1572804
Просмотров: 1872060
Статей в базе: 624
Комментариев: 4498
Человек на сайте: 1







Табачные фабрики (Стих Сергея Жадана "Тютюновi фабрики" в русском переводе)

Автор: Сергей Жадан

Добавлено: 10.09.2020

G Carmen
Кармен

"…но,

 пока мы не договорились,

до тех пор

мужчины будут влюбляться так,

как киты выбрасываются на берег -

без единого шанса на возвращение".

- Сергей,  киты  – потрясающая метафора.  Прочитал стихотворение, и сразу в голове «Кармен», образ Хосе.  Солдат, он изменил присяге, стал разбойником, убийцей, и всё – из-за любви, во имя её и ради неё. Положил к ногам женщины всего себя, без жалости, без остатка…      

- Я и не скрывал, что это интерпретация известной новеллы Мериме. В тексте есть даже прямая отсылка: моя героиня, как и Кармен, работает на табачной фабрике.

G lilia Zagirova Carmen
Сцена на табачной фабрике из оперы "Кармен" в Уфимском театре оперы и балета. Фото: Лилия Загирова

Я часто обращаюсь к классическим произведениям, наполняю их новыми лицами и сегодняшними реалиями. Вспомни в «Тамплиєрах» (поэтический сборник Сергея Жадана – П.З.) есть стих о братоубийстве («Де твій брат, чуєш, де твій брат?»).  Это та же история Каина и Авеля, я просто перенёс её в любовную плоскость. 

Проходят тысячи лет,  но люди не меняются.  Меняется окружающая среда, технологии, быт, меняется природа - вечным остаётся человек, его душа, терзания и страсти, чудовищная любовь и безумные поступки. История идет по кругу и повторяет свои вечные сюжеты. С одной стороны, конкретный исторический период, с другой – универсальность истории. Об этой универсальности у меня в «Табачных фабриках»: любовь как самосожжение, любовь без какой-либо перспективы, любовь как туннель, в котором всё выгорает, любовь как самодостаточный процесс, который сам себя оправдывает.

Мне интересно было с этим работать: в каждом мужчине живёт Хосе, в каждой женщине - Кармен. И они будут жить, пока существует человек. И мужчины, как Хосе, будут выбрасываться на берег, даже зная, что умрут. После нас придут новые мужчины и новые женщины, а с ними новые поэты, которые будут писать и писать свои старые новые «Табачные фабрики».     

                                                                                                                            Беседовал Пётр Згонников

 

 

Сергей Жадан. Табачные фабрики

 

Сейчас попробую

пересказать это своими словами.

 

Так, чтобы не говорить про него,

так, чтобы не говорить про неё,

 так, чтобы говорить про главное.

 

Главное состоит в том, что никто не может

устоять перед искушением быть безнадёжно влюблённым,

безнадёжно и несчастно,

никто не может отказать себе в удовольствии

быть отлучённым от любви,

будто от церкви, в какой нас всех в своё время

покрестили.

 

И чтобы дальше не говорить про него,

не говорить про неё,

я буду говорить про то, что

считается неважным,

таким, от чего можно отказаться.

 

Мы можем отказаться

от умения плакать,

когда нас переполняет радость,

можем отказаться

от желания жить, когда нас переполняет смерть,

мы можем от этого отказаться,

 

но,

пока мы не договорились,

до тех пор

 

мужчины будут влюбляться так,

как киты выбрасываются на берег -

без единого шанса на возвращение.

 

И женщины продолжают работать

на табачных фабриках,

и платья их

не отстирываются

от табака.

 

И своими словами про это

можно сказать, очевидно, так:

 

пусть работают фабрики,

пусть крошится табак,

пусть забивается в карманы и складки одежды,

я знаю, что никто ни от чего не откажется,

я знаю, что никто не откажется от главного -

выброситься на берег,

выброситься на берег

выброситься и не жалеть.

               Пётр Згонников, перевод на русский, 2019

----------------------------------------------

 Сергій Жадан. Тютюнові фабрики

      (Оригинал стихотворения)   

 

Зараз спробую

переповісти це своїми словами.

 

Так, щоби не говорити про нього,

так, щоби не говорити про неї.

Так, щоби говорити про головне.

 

Головне полягає в тому, що ніхто не може

встояти перед спокусою бути безнадійно закоханим,

безнадійно і нещасливо,

ніхто не може відмовити собі в задоволенні

бути відлученим від любові,

ніби від церкви, в якій нас усіх свого часу

похрестили.

 

І щоби далі

не говорити про нього,

не говорити про неї,

я буду говорити про те, що

вважається неважливим,

таким, від чого можна відмовитись.

 

Ми можемо відмовитись

від уміння плакати,

коли нас переповнює радість,

можемо відмовитись

від бажання жити, коли нас переповнює смерть,

ми можемо від цього відмовитись,

 

але,

доки ми не відмовились,

доти

 

чоловіки закохуються так,

як кити вистрибують на берег –

без жодного шансу на повернення.

 

І жінки далі працюють

на тютюнових фабриках,

і сукні їхні не відпираються

від тютюну.

 

І своїми словами про це

можна сказати, очевидно, так:

 

хай працюють фабрики,

хай кришиться тютюн,

хай забивається до кишень і складок одягу,

я знаю, що ніхто ні від чого не відмовиться,

я знаю, що ніхто не відмовиться від головного –

викинутись на берег,

викинутись на берег,

викинутись і не шкодувати.

-----------------------------------------------------

Фото: 

1. Кармен - с сайта farda.ru

2.  Сцена на табачной фабрике из оперы "Кармен" в Уфимском театре оперы и балета. Автор фото: Лилия Загирова ( с сайта operanews.ru)

Просмотров: 113


Комментарии к статье:

Комментарий добавил(а): Тая
Дата: 16-09-2020 22:02

Красиво

Удалить

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел с картинки