მლოკოსევიჩის ბაღი - ნამდვილი საგანძურია

Радослав Кониаж: «Бывший сад Млокосевича в Лагодехи – настоящий клад для города…»

Возвращение к сайту?

Что росло в саду у Людвига Млокосевича?

რა იზრდებოდა მლოკოსევიჩის ბაღში?

В военное время вести сайт не получается

Регги и орехи


Посетителей: 2025304
Просмотров: 2274313
Статей в базе: 719
Комментариев: 4651
Человек на сайте: 3







К истории Лагодехи. Грамота Грузинского Царя Александра I на имя высшего Католикоса и Патриарха Дометия

Автор: Пётр Згонников

Добавлено: 25.10.2013

 Грамота Грузинского Царя Александра I на имя высшего Католикоса и Патриарха Дометия

 

B-Gramota-tcarya-lagodekhi
Грамота Грузмнского Царя Александра I  на имя высшего Католикоса и Патриарха Дометия

Царь Карталинский, царь Кахетинский, царь Имеретинский, державец области Самцхе-Саатабаго, державец области Одишийской, державец области Гурийской, державец области Сванетской, державец области Шекино-Ширванской и проч.

Обновляем мы жалованную грамоту, от предков наших Царей данную и все в дар от них принесенное, приносим и мы тебе, небо-подобной, святой, соборной и апостольской Великой Церкви и в ней водруженному Столпу животворному, Хитону Господню и Миру бессмертно-творящему.

В городе Тифлисе церковь и дворец, купцов, имения или базары и живущих, пошлины и доходы; в Авлабаре монастырь Пресвятой Богородицы Метехи с принадлежащим к нему имением, с Авлабаром и Авлабарским лесом; при реке Куре деревню Дакони, Ахал-Убани с жительствующими в городе купцами Крцанисскими, выше Легвис-Хеви до Фаворской церкви; деревню Шиндиси, деревню Цавкиси до границы верхних Коджор, с той же стороны до саду Телетского, и другую Цавкиси с деревнями Макригаджи и Хекордзи и с Метехским приходом; в Дигоме, что к Мцхете принадлежит чернь, имения и сад, в Лисе пять дворов людей, деревню Цинаубани и снежную гору, деревню Квабни, деревню Упити, деревню Телоани, деревню Дзаглиани и Капани, деревню Накулбакеви, деревню Мухатгверди, деревню Карсани, деревню Картли, монастырь Армазский с крепостью, с доходами и с пошлинами, деревню Мартаци, деревню Цихедиди, деревню Дзегви, деревню Саскори, монастырь Ларгви и Куливидзе, в Цинарехе монастырь Пресвятой Богородицы Сакадого с принадлежащими к нему имениями, деревню Орбети, монастырь Скорой помощи (Мале-мциса), деревню Гудалети, деревню Дзати, в Дид-горе деревню Мохиси, Наиби, Гоми, деревню Чочети, деревню Метехи, в Чуросе семь дворов людей, деревню Гракали и что только есть в Атене принадлежащее к Мцхете, как то церковь, крепость, чернь, имения и пашни; в Мхведурете деревни Цолети и Швиди-Сакомло, в Имер-Хеве деревню Саркис святого Георгия с угодьями и доходами и с Морджанидзевыми, повыше Самцевриса деревню Санебели, в Нуе-Самхарадзевых.

В Триалете Барети и малые Барети, Кедис-Убани, деревню Милис, Красную церковь, Зерис-Убани, Ахал-Шени, Клона, Бешкенашени; в Земоантрапе 20 семей людей и церковь, деревню Мачута, [2] Эдзани, Ахал-Калаки, Надвалеви, Оромашеии, Тав-Паравани, деревню Фока, в Ташире деревню св. Саввы, Кетил-Даба, выше Мармашена деревню Цкаро-Мравали и Цин-Убани, деревню Пудзе-Мари, деревню Велта, деревню Архангела, в Лоре деревню Амуджи с церковью, со всеми угодьями и с доходами, деревню Дисарги, в Ахтале десять семей Армян с их имением, тут же деревню Вардис-Убани, пониже Орбети деревню Коранта с ее угодьями и доходами, деревню Вер-Кетили со своими доходами, по ту сторону Сиона монастырь святого Георгия с его доходами, деревню Тав-Мгргвали, деревню Хатис, деревню Дарбази.

В Зварете деревню Гогия, деревню Аластани, деревню Земо-Гоми; в Деше деревню Бнела, выше Ахал-калаки деревню Оками, на Куре деревню Толши, деревню Гормаке, в Тухаре церковь Апостолов, гроб Ашота Курат-Палата, деревню Квакрили, деревню Скалта, деревню Св. Георгия, в Артане верхний Чинчар и нижний Чинчар, все что есть между Корошети и Велис-Сацорвела и деревню Джвари, в Артанудже деревню Ахал-Даба, деревню Долис-Хана, деревню Нигозети, деревню Саванети, в Таосе деревню Хева, Ахал-Убани и Агара, в Артане 20 семей людей с их имением и домами, в Колае деревню и монастырь Иоанна Крестителя с имением оных и доходами, Артануджскую крепость с ее доходами, здесь же деревни Цихис-Дзири, Ахал-Даба, Боцос-Джвари и Агара. На Арагве деревню Гергети, монастырь Св. Троицы и пустынь с ее церквами, крест животворящий виноградный, данный от св. Девы Нины, просветительницы Грузии, с его деревнями, полями, пещерами и укреплениями; на Арагве же крепость Гертасул, деревню Хандаки, в Жинване людей семь дворов, да по ту сторону

четыре, в Археве 10 дворов, деревню Аши, деревню Бага, деревню Наоза, деревню Мисакциэли, деревню Кунела, деревню Белтис-Цихе, деревню Сапурцло, деревню Киндзара, деревню Текана, деревню Цикебдави, деревню Гремис-Хеви.

B-Alexander-I-ofGeorgia-(Nabakhtevi-fresco)
Грузинский Царь Александр I

Деревню Курис-Убани, деревню Гогилани, деревню Чикунури, деревню Мухани, деревню Цкал-Шадрвани, деревню Гороани, деревню Цероани, деревню Сагуде, деревню Ахалцихе, деревню Кодмани, Удабно, Саркине, церковь Мгвиме, деревню Саканети, деревню Ботко, деревню Турата, деревню Агара, деревню Алиони, деревню Кваркети, деревню Каепи; в Рехис-Хеве Тормети сакомло (Тормети сакомло значит 12 домов, переводчик, кажется, ошибся, приняв эти слова за названия местностей. Вообще мы должны оговориться, что многих собственных названий Комиссия не могла восстановить в правильном виде, по неимению грузинского текста.), деревню Велури, в Цолде три двора людей, деревню Нигоза, деревню Уплис-Цихе, монастырь и крепость с их доходами; в Гори сколько есть имения и купцов, принадлежащих к Мцхете, деревню Зерту с ее угодьями, луговое сенокосное место, бывшее под деревнею, деревню Квеши, деревню Плави, деревню Дисеви, деревню Чхокети, деревню Сатихари, в Ванате девять дворов людей, деревню Кваабни, деревню Корди, малый Мегврекис, в Эредве Гиладзевых, в Варише монастырь Архангельский с его доходами и с рекою Циа, в Цхинвале Элиозидзе-жида с его имением, при Гори деревню Арашенда, в Ахал-Дабе три семьи людей, в Руисе-Морелова, Улумба с ее доходами, пошлинами и угодьями; монастырь Кахи с его доходами и деревню Раквиа под Улумбою, деревню Мохиси с ее угодьями, при Каспе деревню Ашвриани и с большой дороги до Куры, деревню Сакире, по ту сторону Арагви монастырь Креста со всеми его выгодами и принадлежащими к нему местами.

В Кахетии деревню Посо, деревню Джачви, деревню Авчала, деревню Кутила (?), деревню Орота, при Иоре монастыри Сион и Квабни, со всеми их угодьями и доходами, деревню Кехта, деревню Тазреби, деревню Падашени, деревню Каноби, начиная от Самеба к Сагареджо по сухой речке, что простирается возле дому Дзмарановых, к Иору по ту, сторону Сам-Гори, по внутренней части борозды проведенной от царицы Тамары к озеру Саджерне, от озера до каменной горы Шурткановых, от Синей каменной горы до Махмадова бугра, возвращаясь назад, по внутренней стороне большой дороги к Тараки, по конце же Тараки включает в себе Мцхетский бугор, Мухрани, Мариам-Джварни, что называется Давалтис, по другую же сторону Сапситскую деревню Антоки до крепости, деревни Твални, Святого Георгия, Берт-Убани и Патардзеули с их полями, горами, водами и мельницами; деревню Джимити с ее угодьями, деревню Гурджаани и Кахт-Убани, деревню Ахадшени, деревню Напири, деревню Шаншиани, деревню Калаури, деревню Ванта, деревню Ходашени, Давидов гроб и Додоев рог, монастырь и пустыню с их доходами, сих по сию сторону Сагареджских с их угодьями, как то горами, полями, водами, мельницами и всеми доходами, без всякой от кого-либо претензии. В Шалвиауре восемь семей людей, в Пичхоане пять семей, в Шильде монастырь Пресвятые Богородицы Варцнис, деревню Ведзис-Хеви, до нижней Белой горы, деревню Пашаани, в Гавазе, что принадлежит к Мцхете, имения, сад и семь дворов людей. [3]

К Белакану провинцию Бараунта, в коей семь деревень и монастыри Архангелов с их доходами, деревня Лагодехи или какое местечко, в Ганухе 80 дворов людей, купцов торгующих армян и жидов 27 семей, в Эниселе деревню Куплиана и деревню Цин-Убани и прочие имения и поля тут находящиеся, деревню Ганготи.

В верхней Кахетии в Эрцо деревню Чекури и Лерцами, деревню Нодокра и монастырь, деревню Квернаула, деревню Тваледжвари, деревню Горана, деревню Ноджа, Ноджи-кети и Питловани, деревню Цирдали; в Дзагнакоре 13 семей людей, Гапираева и Шергилаева имения, монастырь Анебский и деревню Анеби, деревню Чопорти, деревню Квемобицмени, деревню Ивтиси, деревню Адзви в Сагураме 4 семьи людей, Мегалауни, монастырь Эрцос, Бочорма и ее доход, крепость и Цобена, и прочие какие только имения в горах или полях находятся в Карталинии или Кахетии или в Самцхе-Саатабаго, или в Сомхетии или в Сабарато, — все имения и деревни построенные и не выстроенные ныне, или впредь будущие. Мы теперь сею нашею грамотою увольняем и освобождаем от всех требований и взысканий, чтоб ничего не требовать и не взыскивать никогда и ни в какое время, ни для большого татарского жалованья, ниже для мелочного всегдашнего жалованья разным чинам; не требовать лошадей, ниже людей ни для пастьбы скота, ни для возки дров на кухню, ни для возки воды и отнюдь ничего, что только можно выдумать и написать, не требовать никому и не входить в доходы, принадлежащие к Мцхете, ни посланным от нашего двора чиновникам, ни прочих мест моуравам, никакому творению и никакому человеку не иметь; никакого дела в доходах Мцхетских; не требовать ни хлеба, ни вина, ни скота, ниже работы какой-либо.

………………………………………………………………………………………………………………….

Написана грамота сия индиктиона царствования нашего в лето от счисления Грузинского 86-е, т.е. от Рождества Христова 1398, декабря 1-го дня.

Приписка. Из сих вышеописанных принесенных в дар имений и крестьян существуют ныне в целости только следующие.

В Кахетии 8 деревень, в коих половинное число есть царское, а половинное патриаршее, да 4 собственным.; в Тифлисе и в Гори несколько купцов, в Карталинии собственных патриарших деревень 15.

Из Архивного дела 1802 г. Грузинского подлинника не оказалось. Копия с этого гуджара была сообщена в 1842 году академиком Бутковым академику Броссе, по мнению последнего, подлинность этого документа сомнительна, 1) потому, что в 1398 году, коим он помечен, в Грузии царствовал Георгий VII, сын Баграта великого, и 2) что в эту эпоху не было католикоса под именем Дометия. По сим соображениям г. Броссе полагает 1) что гуджар этот должен быть помечен 186 1498 г.;2) что он дан вероятно Александром I Кахетинским, и 3) что если в нем упоминается имя католикоса Дометия I, который действительно управлял церковью в половине XVI века, то разве потому, что вероятно в его время была снята копия с другого, старейшего гуджара

 Печатается по изданию:  Акты собранные Кавказскою Археографическою коммиссиею, Том I. Тифлис. 1866, стр.1-3

 

Комментарий ведущего сайта

Первое - дата.                                                                                                                                                                                                           1398 год , которым датирована Грамота,   сомнителен, поскольку, по мнению  академика Броссе, в это время царствовал не грузинский царь  Александр I, а Георгий УII.  Ошибка закралась, скорее всего, по недосмотру переводчика( переписчика), так как грузинского подлинника в Архивах  не нашлось,  и академику Броссе была передана копия Грамоты  на русском языке.  Грамота  была составлена, по всей вероятности,  в период между   1412 и 1442 годами,   то есть во времена  правления царя Александра I,  поскольку она  им была подписана. В пользу этого говорит также то, что именно Александр I был тем царем,  кто всячески способствовал  укреплению грузинской церкви. Он, в частности, восстановил пошатнувшееся церковное землевладение, закрепив настоящей Грамотой за грузинской Церковью имения, сады, монастыри, крестьян и деревни: " ...приносим и мы тебе, небо-подобной, святой, соборной и апостольской Великой Церкви..." - и далее перечисляются эти "приношения", в том чсле "деревня Лагодехи". 

 

Второе - "...деревня Лагодехи и иное местечко".                                                                                                                                                   Судя по этой фразе, Лагодехи в то время был настолько незначительным по численности своего населения, что в глазах царствующей особы имел нарицательное значение для любых крошечных поселений. Таких маленьких, что перечислять их не хочется, а скажешь "как Лагодехи" - и всм всё ясно.  

Третье - о названии Лагодехи.                                                                                                                                                                                  В статье с одноименным названием я писал, что среди лагодехцев имеет широкое хождение версия о русском происхождении названия городка.  Русская армия, защищая  Кахетию от набегов дагестанцев, устроила, якобы, на месте настоящего города ЛАГерь ОТДЫХА, сокращенно ЛАГОТДЫХА, перешедшее со временем в ЛАГОДЕХИ. Была также версия, что название произошло от имении русского генерала ЛАГОДА. Читатель Анатолий  сообщил мне, что три года назад слышал от одного старика в Лагодехи  еще одну версию: название произошло, вроде бы,  от фамилии русского полковника бЛАГОв.

Из вышеуказанного документа видим, что ни одна из "русских версий" не имеет под собой исторических оснований, так как впервые русские (два полка русской армии)   появились в Лагодехи лишь в 1831 году, современное же название городка, как  следует из Грамоты царя Александра I, существовало уже в середине 16 века. 

                                                                                                                                                                                                       Петр ЗГОННИКОВ

 

Александр 1 (фото) - с помощью Google 

 

 

 

Просмотров: 3886


Комментарии к статье:

Комментарий добавил(а): 111
Дата: 25-10-2013 00:00

http://gruzia.spr.ru/forum_vyvod.php?id_tema=1495054

Удалить

Комментарий добавил(а): Алексадр из Сибири
Дата: 26-10-2013 00:00

Александр I был первым среди грузинских царей, установившим дипломатические отношения с российским государством. В 1483 году он послал посольство к Великому князю Московскому Ивану III.

Удалить

Комментарий добавил(а): Александр из сибири
Дата: 28-10-2013 00:00

В 1483 году он послал посольство к Великому князю Московскому Ивану III. Реальной помощи от московского князя ожидать было безнадежно, так как прошло лишь три года, как Россия окончательно освободилась от татаро-монгольского ига. Она в то время еще не представляла реальной силы ни на Северном, ни на Южном Кавказе. Но по сравнению с другими странами она обладала важным преимуществом – Россия была православной страной. Православие должно было стать гарантом искренней помощи Грузии со стороны России. Такое предположение имело под собой реальную почву: для достижения своих конкретных целей Россия нередко использовала свою приверженность православной вере, выступая в роли покровительницы православных народов. В 1491 году Александр I отправил в Москву второе посольство, но и в этот раз он не получил реальной помощи от России, которая не могла сдержать агрессию Ирана и Турции на Южном Кавказе.

Удалить

Комментарий добавил(а): Александр из Сибири
Дата: 29-10-2013 00:00

исходя из вышесказанного можно делать вывод что Россия не окупировала Грузию а пришла на помощь по просьбе грузинских царей, но это уже при Иване Грозном по пути в Сибирь

Удалить

Комментарий добавил(а): Анаида
Дата: 23-02-2014 00:00

5555555555555555555555555555555555555555555555555555555555

Удалить

Комментарий добавил(а): николаи
Дата: 13-03-2016 00:00

правильная версия лагерь отдиха

Удалить

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел с картинки