მლოკოსევიჩის ბაღი - ნამდვილი საგანძურია

Радослав Кониаж: «Бывший сад Млокосевича в Лагодехи – настоящий клад для города…»

Возвращение к сайту?

Что росло в саду у Людвига Млокосевича?

რა იზრდებოდა მლოკოსევიჩის ბაღში?

В военное время вести сайт не получается

Регги и орехи


Посетителей: 2025285
Просмотров: 2274299
Статей в базе: 719
Комментариев: 4651
Человек на сайте: 2







Был день, и солнце не светило...

Автор: Пётр Згонников

Добавлено: 03.08.2016

G Ivan Grumakov s ordenom
Иван Александрович Грумаков, командир стрелкового взвода 55-й Иркутско-Пинской стрелковой дивизии

Я помню дядю Ваню. 

В начале 70 -х он ежедневно ходил улицей 26 комиссаров -- вверх-вниз, вверх- вниз -- тихий,  незаметный человек в старой, чисто выстиранной и отутюженной офицерской форме. Выше среднего роста, подтянутый, с осанкой военного. Сдержанный, немногословный, не любитель пустых разговоров, вежливый в обращении, он стоял немного в стороне, казалось, от шумливого, радующегося жизни городка, от его простых жителей-крестьян и праздно шатающихся группками туристов. Пройдёт, поздоровается, бросит пару фраз -- и идёт дальше, погружённый в свои переживания.

Будто жил вне этого мира...

Однажды он подметал, жилетка разошлась, и за её отворотом блеснуло что- то красного цвета, похожее на орден или медаль. В те годы встретить пожилого мужчину в военных наградах было не редкость, но чтобы так, как дядя Ваня, -- за грязной работой? И почему он, задавался я вопросом, никогда не расстаётся с офицерской формой? 

Недавно узнал, что той, блеснувшей на солнце кровью,  был орден Красного Знамени, один из высших орденов СССР, которым награждаются за особую храбрость, самоотверженность и мужество в боях по защите Родины.

Иван Александрович Грумаков родился  в 1899 году. Точное место рождения неизвестно. Скорее всего, где- то на Кубани, почему так подумалось, станет понятным из дальнейшего изложения. 

Семейное предание гласит, что отец Ивана Александровича происходил из простых крестьян. В бедного парня беспамятно влюбилась девушка из знатного дворянского рода и вопреки воле родителей вышла замуж, для чего ей пришлось отказаться от титула и фамилии. Не раздумывая, она перебралась в ветхий " дворец" супруга и вскоре родила ему первенца, нашего героя Ивана. 

G Ivan Grumakov v iunosti
 Иван Грумаков (слева) в юности

Родители матери младенца быстро забыли об обиде и стали помогать молодой семье. Внука полюбили, записали в школу, и получил бы Ванечка может и высшее образование, если бы не совершил в 16 лет поступок, который коренным образом изменил ход его жизни. 

В доме сложилась традиция: в праздники с подарками для детей съезжались богатые родственники, детей -- у Вани к этому времени появились братья и сёстры -- выстраивали в цепочку, они подходили,  по очереди принимали подарок и благодарили -- девочки делали книксен, мальчики легко кланялись. Настал черёд Ивана. Он взял подарок, отвесил поклон и вдруг неожиданно, к смятению опешивших взрослых, швырнул подарок наземь и стремглав бросился бежать.

Убежал навсегда. С того вечера прошла сотня лет, но никому из родных Иван Александрович, пока был жив, так и не раскрыл тайны своего стремительного бегства.

Несколько суток, днём и ночью, шел он мимо деревень и сёл, лесами и степями, теряя силы от голода и усталости. Как-то ночью увидел впереди горящий костёр и пиршествующих вокруг него людей. Рванул -- и свалился в горячечном бреду посреди холодного, продуваемого ветрами поля, не найдя ни костра, ни людей.

Утром умирающего Ивана нашли случайные путники. Забрали с собой, выходили, дали кров и еду, и подросток остался жить у приютивших его людей. 

Далее семейная молва повествует, что к тридцати годам Иван Александрович проживал в Краснодарском крае, избирался председателем колхоза и одно время работал директором какого- то завода. 

В 1932 годы в жизни Ивана Александровича случилось событие, круто изменившее его судьбу. Его послали на отдых в санаторий в Батуми, что считалось по тем временам редкой и большой наградой. Её удостаивались лучшие из лучших, колхозники и рабочие, показавшие выдающиеся достижения в труде. Иван Александрович побывал на юге и вернулся оттуда совершенно больным, только и знал, что рассказывал жене о том, как красивы цветущие мандариновые деревья. 

Семейный сказ умалчивает, как он уговаривал жену, и с каким сердцем она оставляла Кубань, налаженный быт, соседей и домашнее добро, уезжая " турку под бок", в село Гонио возле Батуми. Крошечное поселение стояло на границе грузинской Аджарии и Турции и кроме назначения быть форпостом с недовольной потерями в войне Турцией славилось своим лимонно-мандариновым совхозом, в котором работали преимущественно русские семьи. 

G semya Ivana Grumakova Gonio
Иван Грумаков с семьёй. Лагодехи, 1960 год

Простому смертному путь в Гонио был заказан. В силу пограничного положения Гонио усиленно охранялся, пограничники стояли с турецкой и с внутренней стороны, и к тем, кто приезжал в Гонио на постоянное проживание, предъявлялись серьёзные требования. 

Грумакову разрешили, что можно расценить, как свидетельство его высоких деловых качеств и лояльности к власти. Сохранилась семейная фотография Грумаковых 1938 года, на обороте её надпись: " Фотографировались в Гонийском лимонно- мандариновом совхозе им. Берия".

С  Гонио началась цитрусоводческая деятельность бывшего кубанца, в которой он, судя по следующему извиву биографии, вполне нашёл себя. Стране не хватало лимонов и мандаринов, надо было искать новые места для их разведения. Вспомнили о мягком климате Лагодехи, организовали там опытный питомник и направили Ивана Александровича  как опытного работника на новое для восточной Грузии дело.

В июне 1941 года началась война. Иван Александрович в свои сорок два запросился на передовую. В военкомате его и слушать не хотели. Он продолжал обивать пороги Лагодехского РВК, но каждый раз, завидев его, отмахивались, ты, говорили, по возрасту не подходишь, нам вон молодых  добровольцев девать некуда.

Иван Александрович нервничал. Пять месяцев он смотрел, как приходят к соседям похоронки, как стремительно продвигается враг по его стране, -- захватил Северный Кавказ, Кубань, готов перешагнуть через Кавказский хребет, -- он же сидит в тылу, забытый и ненужный. Тогда Иван собрал котомку, попрощался с семьёй и всеми правдами-неправдами добрался до Кубани, верно рассчитав, что в двух верстах от войны глаза на его возраст закроют.

В ноябре 1941 года Ямской РВК Краснодарского края отправил Ивана Александровича  в действующую армию, в 166 стрелковый полк прославленной 55-ой дивизии. Гвардейцы стрелковой Иркутско-Пинской

G Ivan Grumakov
Иван Александрович Грумаков

ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции, трижды Краснознамённой, ордена Суворова 2 степени дивизия имени Верховного Совета РСФСР ( полное название к концу войны) освобождали Северный Кавказ, Кубань, Таманский полуостров и Крым, брали Новороссийск, Берлин и Прагу, прорывали " Голубой вал" румын и немцев на Таманском полуострове. 

Время дяди Ваниному подвигу пришло 16 января 1943 года. В этот день дивизия начала наступление по Кубанской равнине, и стрелковому взводу младшего лейтенанта Грумакова была поставлена задача взять станицу Калужскую. Противник вёл непрерывный огонь из замаскированных на подступах к станице блиндажей, пресекая любую попытку приблизиться к нему.

В разведку пошёл Грумаков, лично. Разведал  скрытые подступы к переднему краю противника, затем незаметно провёл свой взвод и штурмом набросился на блиндажи. Бой закончился полным поражением врага. Гвардейцы Грумакова уничтожили 2 блиндажа, 3 огневых пулемёта, убили 20 солдат и офицеров. Сам Иван Александрович, вооружённый одним пистолетом,  вывел из строя 4 автоматчиков.

Затем в составе батальона грумаковцы прорвали первую линию обороны врага и, одновременно ведя бой с фланга, бросились преследовать противника. Сражение длилось 5-6 часов, подразделение Грумакова, непрестанно ведя бой, продвинулось за это время на 18-20 километров вперёд и к исходу дня овладело западной окраиной станицы. Немцы, не в состоянии далее противостоять, бежали, оставив богатые трофеи -.4 мотоцикла, 2 миномёта, склад с продовольствием, 6 легковых автомашин, боеприпасы...

 G Ivan Grumakov dvornik
 Иван Александрович Грумаков на работе

Взвод наслаждался тишиной две недели, и наступило 31 января, день второго подвига дяди Вани. Возле хутора Натухай немцы дважды бросали на взвод Грумакова численно превосходящие силы, Ивана Александровича ранили, но он остался на поле боя и продолжал командовать взводом, успешно отбивая атаки и уничтожая немцев, которые потеряли в этом бою более 25 солдат.

За умелое руководство взводом при выполнении поставленных боевых задач, за личную смелость и решительность, проявленные в боях за станицу Калужскую и хутор Натухай, гвардии младший лейтенант Иван Александрович Грумаков был представлен к Правительственной награде, Ордену Красного Знамени.

Домой с войны он не писал. Вернувшись, рассказывал родным, что и солдатам своим запрещал писать. Убеждал их, что лучше лишний час поспать перед боем: " Организм отдохнёт и придёт в норму, тогда глаз твой будет точнее и рука твёрже. Первым увидишь врага  -- первым нажмёшь на курок. Живым останешься, вернёшься домой и всё лично расскажешь". 

Одно письмо с фронта Иван Александрович всё же написал. Оно до сих пор хранится в семье. Письмо, в котором нет ничего, кроме стихов. В феврале 1943 Иван Александрович лежал в госпитале, и с листком бумаги и карандашом вновь и вновь вспоминал войну. В наполненной болью и стонами палате он перекладывал в рифмы слова своего командирского отчёта. 

Большой солдат редко бывает большим поэтом, и мы, зная это, не будем судить героя за несовершенство его строф.

"Был день, и солнце не светило...", прежде всего,  и только, - документ.  Документ понимания солдатом смысла его  войны ( " Народный гнев мы вымещали/Свою свободу берегли"), обращение к потомкам ("Так вот, сынок, в горах как жили/ И как в горах бои вели"). Чтобы помнили, не забывали через десятки лет, как кровью предков была оплачена их свобода и жизнь.

Мудр был дядя Ваня, один из первых лагодехских цитрусоводов, бессменный наш дворник и наш вечный Герой. 

 

Был день, и Солнце не светило.

Туманом лес затянут был.

В горах шёл снег, рвались снаряды,

И мины с визгом понеслись к врагам в окопы.

 

Потом началась перестрелка.

О смерти пули песнь плели,

Осколки сыпались по лесу

В холодный снег мы залегли.

 

В пороховом дыму в тумане 

К врагам мы близко подползли

И к ним летят гранаты наши

В ответ и в нас от них летят.

 

В разгаре боя, бронебойных

Достал патронов без хлопот,

Послал врагам я свой подарок 

И мигом смолк их пулемёт.

 

За ним другой умолк навеки.

Гранаты в третий шлют бойцы

Умолк и тот.

На штурм своих орлов я бросил.

 

Враги смяты и в панике бежат

Но автоматчики нас справа

Начали снова поливать

Пал соколом на поле брани.

 

Передали - ранен политрук

Вскипает гневом наше сердце

И правым флангом развернувшись,

Мы автоматчиков смели.

 

Там и сейчас лежат их кости

Тела их птицы разнесли

За все злодейства на Кубани

Без славы смерть они нашли

 

Они не явятся к Вам снова

Спят крепким сном в горах они.

И было дней таких немало

Когда врагов разили мы.

 

Народный гнев мы вымещали

Свою свободу берегли

Так вот, сынок ,в горах как жили

И как в горах бои вели.

 

Умер Иван Александрович в 1976 году. Похоронен на Калиновском кладбище в Лагодехи. 

                                                             ------------------------------------------------------

От автора. Статья написана по материалам, собранным правнуком героя. В феврале 2016 года он приезжал в Лагодехи из далёкого северного города, чтобы разыскать место захоронения своего прадеда.

Могилу правнук нашёл. 

 

 Фото: из семейных альбомов потомков И.А.Грумакова 

                                                          -------------------------------------------------------------    

К читателям. Иногда приходят письма, авторы которых строго спрашивают, почему это я не написал ничего об их родственниках-участниках Великой Отечестенной войны. Я бы никогда не написал и о Грумакове Иване Александровиче, если бы его правнук прежде не побеспокоился собрать материалы о своём прадеде. 

В Великую Отечественную войну не менее 6-7 тысяч жителей  Лагодехского района  были награждены орденами и медалями, еще большее число, не совершая геройских поступков, просто делали тяжёлое дело войны. Я не могу собрать сведения обо всех участниках войны – это можете только вы, расспросив родителей, дедов, родственников, порывшись в старых альбомах, разослав запросы в архивы и изучив содержание разных мемориальных сайтов.  Если Вы узнаете совсем мало, 5-10 строчек, то и они будут опубликованы. Важен не объём и стройность текста – важна информация, которая, появившись в публичном пространстве, станет памятью вашим родным.

                                                           Пётр Згонников   

             

Просмотров: 2115


Комментарии к статье:

Комментарий добавил(а): Валерия, Харьков
Дата: 03-08-2016 00:00

Изумительный, прекрасный рассказ! Эмоциональный, яркий! " ... блеснувший на солнце кровью был Орден Красного Знамени..." - сногсшибательное своей образностью сравнение. Ошеломили, Пётр Тимофеевич, растрогали... Сразу вспомнилось " На Земле, безжалостно маленькой жил да был человек маленький... " Роберта Рождественского.

Удалить

Комментарий добавил(а): Паата Нозадзе
Дата: 06-08-2016 00:00

Скромность очень украшает человека! Еще раз надо поблагодарить автора за интересную статью! Из 60-70 тых годов, вспоминается повозка (бричка) которая медленно, не спеша двигалась по Лагодехским улицам. На ней лежала огромная железная бочка с керосином. Этот довольно тяжелый груз с легкостью, как пушинку, возила верх-вниз, огромная, красивая, сильная лошадь. Думается она была единственная во всей Кахетии с Владимирским паспортом. Заведовал этим передвижным "АЗС" русский дядька, который не прогонял нас мальчишек, старавшихся на ходу подсесть и прокатиться на бричке.

Удалить

Комментарий добавил(а): Роланд Осипов
Дата: 09-08-2016 00:00

Магари хар Пётр! Рассказ ВАХ! Начитался до мурашек, очень впечатляет. Браво!!!

Удалить

Комментарий добавил(а): Роланд
Дата: 09-08-2016 00:00

Дорогой Паата! Ты и меня вернул в детство. Владимирский тяжеловоз был Орлик, а дядька -Апкаиров Иван, он был другом Зои Млакосевич.

Удалить

Комментарий добавил(а): Паата Нозадзе
Дата: 09-08-2016 00:00

Да и сама Зоя Млакосевич к тому времени была уже больна, но часто ходила по нашей улице. И если кто то из нас, детей нашего двора, не слушался маму, или не ел кашу, вместо традиционного "гудиани каци" взрослые пугали нас Зоей. Мол придет и заберет к себе в лес. Должен признаться, действовало безотказно. Завидев ее издали, я прятался под кроватью.

Удалить

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел с картинки